Несмотря на санкции, затруднившие поставки импортной рыбы и морепродуктов на российский рынок, рыбоперерабатывающим предприятиям пока не грозит дефицит сырья, считает председатель Рыбного союза Александр Панин. В интервью он рассказал, по каким направлениям может происходить замещение выпавших позиций, какие узкие места надо расширять во внутрироссийской логистике и каким образом государство и бизнес выстраивают совместную работу по бесперебойному обеспечению внутреннего рынка рыбной продукцией.
— Насколько текущая ситуация напоминает ту, с которой столкнулись рыбопереработчики в первые месяцы пандемии? Можно ли считать, что предыдущие два года послужили своего рода репетицией нынешних событий?
— На мой взгляд, текущая ситуация гораздо серьезнее и глубже по своей проблематике, нежели ковидная. Тогда мы столкнулись с определенными ограничениями в логистике, но, во-первых, они нарастали не столь стремительно, а во-вторых, тогда с возникающими проблемами бизнес боролся сообща, как говорится, всем миром, сейчас же, наоборот, мы вынуждены искать решение проблем, которые создают нам наши бывшие партнеры.
— По прогнозам, внутренний рынок может недополучить значительные объемы, которые ранее ввозились из «недружественных стран». С учетом аналогичных сложностей с экспортом стоит ли ждать тотального замещения на прилавках на рыбу и морепродукты из российских источников? Каких категорий это коснется в первую очередь?
— Уверен, что этого не произойдет. Далеко не все страны ввели санкции в отношении России либо разорвали с нами торговые отношения. Далеко не все поставщики, даже из недружественных стран, настроены категорически в отношении Российской Федерации и не желают с ней работать. Идет активное взаимодействие по выстраиванию новых логистических коридоров. Даже сейчас импортная рыбопродукция, пусть и более тонким ручейком, но поступает в Россию. Дальше ситуация будет только улучшаться. Поэтому уверен, что импортная продукция будет на полках наших магазинов и рыбная полка существенно не оскудеет.
Если говорить об обеспеченности сырьем наших перерабатывающих предприятий, то на данный момент острых проблем нет ввиду того, что бизнес имел трех-четырехмесячный запас по сырью. Кроме того, как я уже сказал, сырье продолжает поступать, пусть даже не в тех объемах и с гораздо более дорогой логистикой.
В настоящий момент самая большая проблема с лососевыми, которые мы получали с Фарерских островов и из Чили. По ним ощущается явная нехватка. Частично восполнить ее могли бы российские аквакультурные предприятия, но только частично. Да, есть турецкий лосось, часть рыбы приходит из Армении. Но в прошлом году поставки из Чили кижуча, форели и лосося, включая рыбное филе, составили 45,5 тысяч тонн, с Фарерских островов — почти 17,5 тысяч тонн. Получается, только из этих двух стран мы завозили более 60 тысяч тонн рыбы. Заместить мгновенно этот объем невозможно.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.