Благодаря государственной программе импортозамещения и деловой активности частных компаний, оперативно наладивших параллельный импорт судового оборудования, Западу не удалось обрушить программу модернизации российского гражданского судостроения. Наши верфи загружены до предела, и пусть с задержками, переносом сроков, но со стапелей регулярно сходят рыбопромысловые суда нового поколения.
Удары коллективного Запада по поставщикам из дружественных стран, к сожалению, не проходят бесследно. В частности, США удалось продавить свой план инвестирования в кризисную экономику Турции. На своих условиях, разумеется. В результате за последний квартал объем поставок промышленного оборудования из Турции в РФ снизился на треть. В связи с этим дискуссия об альтернативных путях развития рыбопромыслового флота вспыхнула с новой силой.
Между тем возможные альтернативы заложены в действующих нормативно-правовых актах обеспечения отрасли. Основное требование судостроения в период экономических санкций связано с локализацией производства. Оно действует комплексно для всех видов закупок согласно ФЗ № 44 через серию соответствующих нормативных актов. Сегодня суда по госзакупкам строятся по постановлению Правительства РФ № 719 «О подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации». Это постановление, уточнила замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева во время выступления на последней Международной выставке «НЕВА», является ориентиром на втором этапе инвестквот и «направлено на повышение уровня локализации именно отечественным оборудованием».
На том же форуме генеральный директор АНО «Судпром» и руководитель Центра импортозамещения судового оборудования при Минпромторге России Дмитрий Стоянов заявил, что «в новой редакции 719-го постановления готовятся глобальные изменения в части наполнения судового оборудования, будет больше вариативность, будет больше выбора и больше возможности набрать баллы локализации». «На сегодня уже более 200 судов строится по 719-му, — проинформировал эксперт. — Уже более 100 судов получили заключение, вы можете это увидеть на портале ГИС промышленности, и также очень активно включаются в реестр производители судового оборудования. Я понимаю, что через этот механизм повышается спрос на их продукцию, и при наличии их изделий в реестре, соответственно, их будут рассматривать в первую очередь верфи, которым необходимо набрать баллы при строительстве судов». Кроме этого, под 719-е постановление попал и инвестпроект «Государственной транспортной лизинговой компании» по обновлению водного транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния» (ФНБ). Программа предусматривает строительство в 2024–2028 годах и передачу в лизинг 260 судов разных типов. Инвестиции в проект составят 231 млрд рублей, из которых 136 млрд — средства из ФНБ, остальная часть — заемное финансирование…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.