Чем бы рыбак ни тешился, лишь бы не удочкой. В классических рыбацких сообществах к подобным экспериментаторам относятся примерно так же, как к бурундукам-спасателям Чипу и Дейлу из знаменитого диснеевского мультфильма, чьим девизом было «Слабоумие и отвага». Именно этот слоган порой заменяет некоторым горе-рыбакам привычную пословицу про труд, без которого из пруда ничего не вытащишь. Отважные и не всегда умные ребята ловят рыбу буквально всем, чем можно.
Текст: Антон Филинский.
Руки-удочки
Яркие представители нетрадиционной рыболовной ориентации — нудлеры. Для рыбной ловли адепты этого направления используют исключительно собственные конечности, чаще всего руки. Но не спешите представлять себе беззаботных людей, хватающих руками на горных перекатах средних размеров рыбин и бросающих их на берег коллегам. Все не так просто. Нудлинг представляет собой фактически подводную охоту, и добывают отважные рыбаки зачастую большущих сомов. Они находят норы, засовывают туда руку и ждут, пока «местный житель» ее не атакует. Когда сом набрасывается на руку, главную роль играет реакция. И если она не подводит, улов оказывается на берегу или в лодке, и сам рыбак — там же, причем целым и невредимым. А вот если с реакцией проблемы, нудлер рискует получить глубокие раны, остаться без пальцев или вообще утонуть. Тем более что в подводных норах вместо сомов могут прятаться ондатры и бобры, змеи и гигантские черепахи, а то и аллигаторы.
Благодаря Интернету нудлинг становится все более популярным. Настолько, что некоторые пытаются попрактиковаться прямо на пикнике. Так, молодой житель Флориды решил удивить друзей, поймав тарпона. Опустив руку с наживкой в воду с пристани, рыбак принялся ждать. И, разумеется, дождался. Не поверивший своей удаче тарпон, который, кстати, славится тем, что обожает крушить все вокруг, вцепился в горе-нудлера не хуже полицейской собаки. Американцу повезло: заглотив наживку, рукой тарпон побрезговал. И, сделав на прощание хвостом, уплыл восвояси.
Кстати, рыбалка с помощью рук практикуется не только в Штатах. Раз в году на озере Антого в Мали творится настоящее безумие. Толпа полуголых мужчин сначала слушает молитвы и заклинания в исполнении старейшин деревни. А затем по условному сигналу срывается с места и буквально бросается в весьма неглубокое озеро. Цель контролируемого массового помешательства — сомы, которые прячутся на илистом дне. Малийцы ловят их руками, корзинами и… даже зубами. На рыбалку, которая является священным обрядом, отводится около двух минут. После всю добычу собирают, пересчитывают и поровну делят между участниками действа. Это символизирует единение и мир. Нудлинг на Антого разрешен один раз в году. Все остальное время озеро остается нетронутым.
От бакланов до пауков
Если есть соколиная охота, то почему бы не быть бакланьей рыбалке? Рыбалка — основное занятие этих морских птиц, а традиционной рыбалке с бакланами уже больше тысячи лет. За века этот способ ловли, придуманный на Востоке, особо не изменился. Птицам по-прежнему надевают на шею кольцо, которое не мешает летать, дышать, пить и заглатывать мелкую рыбешку. Затем предварительно натренированного баклана отпускают с лодки в воду. Нырнув и поймав крупную рыбину, птица, не имеющая возможности проглотить ее, приносит добычу хозяину. Такой способ ловли в Азии можно смело считать промысловым. А вот в Старом Свете он особо не прижился. Хотя европейская знать, прознавшая о бакланьей рыбалке, успела вдоволь в ней попрактиковаться. При дворе английского монарха Карла I, к примеру, даже существовала должность магистра королевских бакланов. Русские цари, впрочем, эту моду не переняли, остановившись на полюбившейся соколиной охоте. А ведь мог бы существовать в Москве не только район Соколиная Гора, но и, допустим, Бакланий Холм.
А вот рыбаки из Новой Гвинеи призвали на помощь… пауков. Именно из прочных сетей, сплетенных членистоногими, островитяне делают свои необычные наживки. Их затем прикрепляют к воздушным змеям, которые направляют в сторону косяков рыбы-иглы. Змей парит в воздухе, периодически опуская паутину в воду. Там ее и хватает рыба, сразу после этого отправляющаяся в свой первый и последний в жизни полет. Ловля на паутину — способ для гвинейцев не столько эффектный, сколько эффективный. Маленький рот рыбы-иглы просто не смог бы захватить рыболовный крючок. И там, где бессилен металл, на помощь приходит паутина.
Еще один способ ловли придумали жители Мадагаскара. Причем их изобретение можно назвать антирыбалкой, ведь ловят они не рыбу, а на рыбу. Излюбленный деликатес островных жителей — черепахи. Эти обитатели Индийского океана весьма умны, и поймать их крайне непросто. И сидеть бы мадагаскарцам без черепашатины, если бы не… рыбы-прилипалы, обладающие весьма достойной «грузоподъемностью»: каждая может присосаться и удерживать до 30 кг. Ими корабли со дна поднимать можно, не то что черепах! Этой особенностью с удовольствием пользуются местные рыбаки. Они просто привязывают к хвостам рыб веревки и ждут, пока те «заарканят» очередной панцирь. Вот такое предательство со стороны прилипал, которые продлевают себе жизнь, отправляя в суп несчастных рептилий.
Если люк открылся вдруг
Заложники урбанизации и прогресса пауков не используют. Житель Канзаса по имени Дерек в одночасье стал звездой Интернета после того, как выложил ролик, на котором поймал рыбу при помощи квадрокоптера. Мужчина прицепил к беспилотнику снасти и отправил его в путешествие над водной гладью небольшого пруда. Как только поплавок ушел под воду, дрон, выполняя команду с пульта, взмыл в воздух вместе с небольшой рыбешкой. Более крупную рыбу летательный аппарат едва ли потянет: мощности не хватит. А вот наловить мелочовки на радость котам дрон вполне способен.
Другой американец, 16-летний Кайл Нейджели, также прославился благодаря рыболовным «фишкам», размещенным во Всемирной сети. Правда, юноша удивляет пользователей не способом ловли, а местом. Однажды Кайл играл с мячиком, который упал в канализационный люк. Пытаясь его достать, подросток обнаружил в люке воду. И воспользовался находкой весьма необычно. А именно — решил попытать рыбацкого счастья. И для пущей мотивации поспорил со старшими на пять долларов, что поймает через люк рыбу. Каково же было удивление мамы и папы Нейджели, когда отпрыск вернулся с добычей. Полностью, так сказать, оправдав выражение про ловлю рыбы в мутной воде.
Копай и бери
Впрочем, до русских рыбаков американским подросткам далеко. «Этим смелым парням и вода не вода». То есть для ловли рыбы некоторым и вода не нужна. А все, что нужно, — это пересохший водоем и лопата или вилы.
Способ до неприличия прост. Находите пересохшее озеро или пруд, в котором, по слухам, раньше была рыба, и… копаете. Сначала нужно снять слой или два твердой почвы. Затем, когда покажется вода, расширить границы этой импровизированной «проруби». Ну а дальше — дело техники: найти облепленную комьями грязи и ила рыбину и очистить. Даже если она выглядит мертвой, не пугайтесь. Положите добычу в емкость с водой и подождите, пока она оживет. В таких коконах из ила рыба может жить месяцами. Кстати, ловля лопатами распространена по всему миру. Например, ее нередко практикуют африканские рыбаки, благо с пересохшими водоемами на Черном континенте все в порядке.
Для тех, кто хочет в буквальном смысле «нарыть» рыбы, но рук пачкать не желает, есть свой способ: экскаватор. Нет, не маленькая машинка на дистанционном управлении, а самый настоящий железный гигант с ковшом. Ловля экскаватором распространена среди бригад, которым выпало работать на тех или иных объектах рядом с водой. В зависимости от фантазии и времени года строительную технику используют по-разному. Кто-то крепит к ковшу сети, кто-то ловит прямо им. Те, кто поскромнее, просто пробивают полыньи во льду, а дальше ловят на привычные снасти. Впрочем, иногда не очень привычные. Если вдруг забыли дома спиннинг, его роль вполне может сыграть дрель или шуруповерт с насаженной катушкой лески. Откуда на рыбалке дрель? А вы в экскаваторе посмотрите!
Фиш-файтинг с карпом…
Еще один способ рыбалки, который нельзя пропустить, — ловля азиатского карпа. И, пожалуй, это единственный на сегодня пример, когда под лозунгом «Слабоумие и отвага» действует не рыбак, а рыба. Карпы уже давно стали настоящей бедой американских водоемов. Прожорливые орды буквально захватывают озера и реки, уничтожая все на своем пути. Наглые рыбы не бояться выступать и против человека. На американские ранчо они не нападают, а вот рыбаков на быстроходных лодках атакуют с удовольствием. Карпы буквально вылетают из воды на высоту до трех метров и норовят поставить фингал любому нерасторопному рыболову. Такой вот фиш-файтинг.
Выглядит это зрелище, впрочем, весьма комично, несмотря на то, что нередко закачивается разбитыми носами. Тем более что развеселые фермеры регулярно устраивают на рыб красочную охоту. Облачаясь в спортивную защиту и крепкие шлемы, рыбаки гоняют по водоемам на больших скоростях и лупят летающих карпов всем, чем только можно: руками, ногами, бейсбольными битами, клюшками для гольфа. В них стреляют из ружей и луков, и все это происходит (что большая редкость) с одобрения экологов, для которых агрессивный азиатский карп давно стал настоящей рыбьей костью в горле.
…и карате с медведем
Завершить наш обзор хотелось бы недавней историей 63-летнего японца Атсуши Аоки, который порыбачил столь «успешно», что стал героем вечерних новостей на всех японских телеканалах. Он не придумывал новый метод ловли, но смог необычным способом отстоять свой улов. Атсуши уже сматывал удочки, когда на него напал огромный черный медведь, который захотел рыбы и попросту решил отобрать добычу. Однако медведь очень быстро понял, что не на того напал. Вспомнив подвиги предков-самураев, Атсуши, занимающийся карате, встал в боевую стойку и серией ударов обратил хищника в бегство. А затем собрал пойманную рыбу и отправился в госпиталь: оцарапать его мишка все же успел. Врачи оказали бесстрашному рыбаку первую помощь и рассказали о нем журналистам.
После выхода сюжета на экраны началось самое интересное. Властям страны пришлось готовить специальное обращение, в котором говорилось, что при встрече с медведем все же не стоит рассматривать его в качестве спарринг-партнера. То есть вступились за косолапого. Дескать, их и так мало осталось. Таков уж мир, в котором мы живем.