Ваш ребенок, сидя за партой, аккуратно пытается нацепить аппетитного червяка на крючок, и вдруг раздается школьный звонок на перемену. Это не отцовские фантазии фанатичного рыбака-любителя. Далеко не все знают, что в нашей стране у тысяч ребятишек есть в школьной программе такой предмет, как «Охота и рыболовство». Подобные занятия происходят в школах, где обучаются представители малочисленных народов. Как правило, на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Текст: Юлия Павлова
Например, в Югре в этом году свыше шести тысяч юных ханты, манси, ненцев и коми изучают охотоведение и рыболовство. В Красноярском крае представители коренных народов Таймыра не только штудируют теорию рыбалки в классе, но и знакомятся с профессией рыбака-промысловика на практике, сами изготавливают орудия лова и применяют их на ближайших водоемах, как и их предки много веков назад. А в интернате в таймырском городе Дудинке школьников учат не только ловить рыбу, но и заготавливать ее на зиму. Правда, в отличие от своих дедов, их внуки сразу учат, какие рыбы являются краснокнижными и что может грозить за их вылов.
В Приамурье уделяют большое внимание истории рыбалки, изучению старинных обрядов. К примеру, для нанайцев наибольшее значение имела добыча осенней кеты. Именно из нее они запасали на весь год «юколу» — сушено-вяленое мясо рыб. Перед началом кетовой путины нанайцы преподносили жертвенную пищу духу хозяина дома — «дюлин», прося его помощи в удачной рыбной ловле. Что интересно, при совершении рыбацких обрядов люди старались не произносить названия рыб. Еще один любопытный факт, который изучают школьники Приамурья: местные народы фактически не использовали неводы, переметы и трехстенные сети, обходились удочками, гарпунами и острогами. Зато когда познакомились с русскими переселенцами в начале XX века, сразу же взяли на вооружение именно сетные орудия лова. Тогда, впрочем, это не считалось браконьерством.
Надо сказать, что рыболовное образование в школьном возрасте доступно не только представителям малочисленных народов. В городе Поронайске, что на Сахалине, не так давно открылась «Школа рыболовства», куда могут ходить все подростки вне зависимости от принадлежности к той или иной народности. Это и понятно: в рыбной Мекке России потребность в молодых кадрах высока как никогда.
А вот школы в Якутии славятся своими учебными пособиями для юных рыбаков. Приведем лишь одну цитату, показывающую глубину и серьезность педагогических намерений: «Для рыболовства саком необходимы: собственно сак — куойа, рукоятка для сака — мангкы и продольная доска с отверстием — туорэй. Сак состоит из тальникового ободка с приспособлением для вставления рукоятки, к ободку прикрепляется мешкообразная волосяная сеть. Рыболовство саком продуктивно в год с холодной зимой. В такие годы озера замерзают до грунта и рыба накапливается в глубоких местах озера. Рыболовство саком проводится в марте и в апреле. Выдалбливается прорубь, на рукоятку сака вдевается доска с отверстием, доска ставится поперек проруби и один конец доски фиксируется правой ногой на краю проруби, затем сак крутят в глубине ближе к дну озера…»
И это еще одно из самых простых описаний в якутском учебнике! Обустройство верши для ловли мелкой рыбы на озерах, где присутствует загадочное слово «тылбыы», обозначающее специальный деревянный зажим для верши, написано столь профессионально, что даже чемпионы по спортивной рыбалке наверняка откроют для себя что-то новое.
В российских мегаполисах рыболовство в школьную программу, как правило, не входит, но приобщиться к ихтиологии все равно можно. Например, в Тюмени, в местном Центре науки, экологии и техники, не так давно открылась секция аквариумного рыбоводства. Детей там обучают экспериментальной биологии, дизайну аквариумов и даже основам рыбной ветеринарии.
В Москве многие школы тоже пытаются заинтересовать детей рыбалкой. Где-то отмечают Всемирный день рыболовства, проводя увлекательные игры и конкурсы на рыболовную тематику для самых маленьких. Для школьников постарше «Школьная лига Роснано» даже разработала деловую игру «Всемирное рыболовство», которая выполняет функцию экологического образования. Ее суть в том, что каждая команда игроков получает возможность управлять своими рыбопромышленными компаниями. Игроки сами выбирают, какие суда они должны построить, какую рыбу и в каком месте будут ловить, кому ее реализовывать. И все это в условиях жесткой конкуренции с другими командами.
И напомним, что Росрыболовством в российских школах уже третий год успешно реализуется образовательный проект «Рыболовный патруль», представляющий собой открытые уроки и выездные занятия, которые проводят для старшеклассников инспекторы рыбоохраны территориальных управлений агентства. На сегодняшний день в проекте приняло участие почти 300 учебных заведений.