Актуально   №4 /сентябрь-октябрь 2021/

Рыбопромысловое судостроение набирает обороты

В 2016 году был принят закон о введении инвестиционных квот. В нем впервые увязывалась выдача квот на добычу (вылов) биоресурсов с обязательствами по строительству рыболовецких судов на российских верфях или рыбоперерабатывающих предприятий

В 2016 году был принят амбициозный закон о введении инвестиционных квот. В нем впервые увязывалась выдача квот на добычу (вылов) биоресурсов с обязательствами по строительству рыболовецких судов на российских верфях или рыбоперерабатывающих предприятий. И хотя реализация этой прорывной программы проходит непросто, промежуточные итоги внушают осторожный оптимизм.

Предполагалось, что благодаря максимальной поддержке суда окупятся примерно за десять лет. Жизнь показала, что эти прогнозы были слишком оптимистичны.

Решением 2016 года правительство стремилось загрузить верфи, обновить флот (средний возраст судов составляет 30 лет) и развить перерабатывающие мощности, в том числе за счет создания новых рабочих мест в рыбацких поселках. Первоначально предлагалось, что для участия в программе «стоимость инвестпроекта должна быть положительной, внутренняя норма доходности — превышать 10%, а срок окупаемости не может быть более 10 лет. Финансовое обеспечение должно предусматривать либо пятипроцентную банковскую гарантию, либо залог прав на добычу биоресурсов». Таким образом, заявки смогли подавать не только компании, имевшие исторические квоты на вылов, но и те, кто имел установленную финансовую гарантию. Это расширяло круг инвесторов. В поисках баланса между интересами регулятора и инвесторов предлагалось количество квот по каждому проекту рассчитывать исходя из мощности объекта инвестиций по сырью, но не более 50% загрузки крупнотоннажного судна. Среднетоннажные траулеры и ярусоловы могли рассчитывать на поддержку на уровне 30%. На первом этапе предполагалось стимулировать строительство судов для вылова трески и пикши на Северном бассейне и крупных траулеров для промысла минтая и сельди на Дальнем Востоке. При этом привлекательность Дальнего Востока для инвесторов повышалась введением дополнительного повышающего коэффициент в размере 1,2 при предоставлении квоты. Предполагалось, что благодаря максимальной поддержке суда окупятся примерно за десять лет. Жизнь показала, что эти прогнозы были слишком оптимистичны. Впрочем, то, что в механизме инвестиционного судостроения слабым звеном станут верфи, было ясно с самого начала проекта. Не случайно, еще в 2017 году правительством «было рекомендовано смягчение условий договора в части возможного срыва сроков строительства по вине третьей стороны (судоверфи)».

Критики инвестквот не без основания считали, что большинство отечественных судостроительных и ремонтных заводов были не готовы к реализации программы. Причины общеизвестны, и они лежат в экономическом развале 1990-х. Упадок отрасли привел к проектной и технической отсталости, почти тотальной зависимости от импортного оборудования, повсеместной нехватки профессиональных кадров — от сварщиков до грамотных управленцев.

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Актуально | 15.09.2021 №4 /сентябрь-октябрь 2021/