Роскачество провело исследование популярного у россиян продукта — шпрот в масле. В СССР они были представлены в основном латвийскими предприятиями, затем их стали производить и в Калининградской области. Но после того как в мае 2015 года латвийские и эстонские шпроты были запрещены к продаже в России из-за превышения уровня опасного для здоровья бензопирена, эти консервы смело можно назвать российским национальным продуктом. Тем более что по качеству они превзошли одну из латвийских марок,оказавшуюся на российском прилавке.
Текст: Сергей Плетнев
Всего эксперты Роскачества изучили 20 торговых марок шпрот в масле по 35 параметрам безопасности. Продукт, прямо скажем, непростой, полезным для здоровья его не назовешь. Он очень калорийный, содержит много соли и жира, а еще в нем есть канцерогенные вещества, которые накапливаются в процессе копчения, то есть сгорания дерева. Впрочем, все хорошо в меру. Раз в неделю вполне можно себе позволить пару-тройку бутербродов, но только с такой рыбой, которая соответствует всем требованиям качества.
Сразу можно сказать, что все 20 марок шпрот в масле по всем критериям признаны безопасными, и это самое главное. Причем исследовались все вредные вещества по отдельности.Уже после можно было разбираться с теми показателями, которые характеризуют потребительское качество. Шпротами называют три разновидности кильки, но так как Балтийском море еще в 70-80-х годах XX века запасы кильки были изрядно истощены, допускается класть в банку салаку, поскольку по размеру она соответствует шпротам. А размер здесь имеет очень большое значение. Одно из основных нарушений, по которому консервы данного производителя могут отнести просто к качественному товару, — это разный размер рыбок. Если, естественно, нет других замечаний. А они были. К примеру, в марках «Морская радуга» и StellaMaris обнаружено превышение содержания соли. В отдельных образцах рыба оказалась суховата, в других не имела упругости и переламывалась, когда ее пытались извлечь из банки. В банке консервов под названием «Крупные шпроты» вместо заявленной кильки была атлантическая сельдь. Она не хуже шпрот по потребительским свойствам, но это фактически маркетологический обман покупателя. Торговые марки «Вкусные консервы» и «Фрегат» информировали потребителя о том, что в банках салака, но на самом деле там оказался европейский шпрот, то есть рыба из Северного моря. Проблема в том, что изменение продукта ставит под сомнение достоверность статистического учета на таких предприятиях, ведь производители всегда хорошо знают, что именно они кладут в банку. Сразу возникает ряд вопросов. Например, если по документам у них проходит салака, то где они взяли североморскую кильку? Насколько она безопасна? Кто ее проверял?
Марки «Дальморепродукт» и «Русский рыбный мир»использовали для копчения не древесный дым, а разрешенный искусственный ароматизатор. Как специально пояснила пресс-секретарь Роскачества Марта-Мария Галичева, нарушением это не считается, так как продукт сделан не по ГОСТу. Но такие консервы имеют несвойственные шпротам вкус и запах.
И вот, к примеру, как описывают эксперты состояние рыбы и масла марки «Русский рыбный мир»: «При выкладывании из банки рыба разламывается, тушки рыб с лопнувшим брюшком (более 20% по счету) и поврежденным кожным покровом; частично сползшей кожицей (более 20% по счету); масло над водно-белковым отстоем мутное». Кроме того, у консервов этой марки обнаружилось несоответствие ГОСТу содержания рыбы и масла, поэтому они попали в разряд товаров с нарушениями.
А вот «Дальморепродукт», хотя эксперты и описывали подобным же образом состояние продукции, с пропорциями содержимого не подвел и попал в категорию качественных товаров. Использование искусственного ароматизатора при соблюдении установленных условий вредно не более, чем натуральное копчение.
Не могут быть признаны нарушителями и те производители, которые руководствуются не ГОСТами, а техническими условиями — ТУ. И важно, чтобы покупатель понимал, в чем разница. Проще говоря, согласно ТУ всю ответственность за рецептуру производитель берет на себя. По закону он может согласовать этот рецепт, получить техническое заключение и провести экспертизу, но это вовсе не обязательно.Безопасность для здоровья он должен гарантировать в любом случае, и хорошо, если покупателю понравились данные рецепт и вкус. Не понравились — претензий быть не может: состав указан на упаковке. Конечно, ТУ могут использоваться для снижения качества продукции в коммерческих целях. Но есть и такие производители, которые, наоборот,хотят улучшить качество и вкус своего продукта, заложив более дорогие ингредиенты в новых пропорциях, которые не предусмотрены ГОСТом.
Вот, к примеру, латвийские рыбопромышленники.В контрольной закупке участвовали шпроты марки «Старая Рига», произведенные предприятием, не попавшим в запретный список Россельзохнадзора. Напомним, что запрет прибалтийских шпрот вводился не как тотальная санкция на отдельный вид продукта вроде сыра, а ввиду конкретных нарушений, выразившихся в превышении содержания опасных веществ. Кстати, повышенное содержание бензопирена выявили в Латвии еще в относительно благополучном 2006 году, но технологию быстро исправили. Второй раз такого нарушения наши контролирующие органы уже не потерпели. «Старая Рига»признана качественным продуктом, соответствующим требованиям ГОСТа, но до повышенных показателей Роскачества марка не дотянула.
Запрещенные латвийские производители, которые представляли свой товар на выставке «Продэкспо-2017»,уверяли журналистов, что сейчас их продукт гораздо качественнее российского, хотя, конечно, по понятным причинам и дороже. Мол, запрет и вынужденная переориентация поставок на рынки развитых стран сыграли свою положительную роль. Пока,правда, объемы далеко не те, что были прежде.Из трех крупных предприятий одно разорилось, а два других загружены наполовину.Общий ущерб уже оценивается в 200 млн евро.В том же Евросоюзе показатели вредных веществ в рыбе оценивают в общей массе. То есть того же бензопирена, который вызывает рак, там может быть много, если, например, мало других полиароматических углеводородов, таких как крезол и бензантрацен. Роскачество же разработало нормативы по каждому виду опасных веществ, что представляется наиболее правильным.
А полностью соответствуют повышенным требованиям исследования всего две российские марки шпрот в масле — это «Рыбное меню» и «Знак качества». Еще пять относятся к категории качественного товара, а 13 имеют определенные нарушения.
«Качественных» же латвийских производителей наши контролирующие органы, очевидно, еще не раз проверят и, учитывая рецидив,заставят создать лаборатории, чтобы это качество было гарантированно безопасным.