Аналитическое агентство «Рыбсеть» провело исследование покупательских предпочтений россиян в первые полторы недели Великого поста. Для сравнения с концом февраля был взят октябрь – среднестатистический месяц без праздников и не попадающий под период отпусков и снижения покупательской активности.
Наибольший рост был зарегистрирован у морепродуктов – примерно на 66%. Креветок россияне потребляют в пост примерно на 62% больше, чем в обычный месяц, или на 1 тысячу 800 тонн. Потребление кальмаров выросло на 99%. В обычный месяц в России съедают 6 800 тонн кальмара, в постный месяц почти 13 532 тонн, рост потребления мидий составил 82%, смешанных морепродуктов на 68%. При этом потребление красной икры остается на прежнем уровне.
«В сознании верующих покупателей креветки и кальмары считаются так называемыми «бескровными продуктами», поэтому их употребление в пищу не считается нарушением поста, – говорит руководитель аналитического агентства «Рыбсеть» Полина Кирова. – А вот красная рыба у многих ассоциируется с мясом, поэтому рост продаж хоть и происходит, но он гораздо менее значителен, чем у морепродуктов и белой рыбы».
Больше всего в Великий пост увеличиваются продажи морской капусты – в 4 раза по сравнению с октябрем. Ощутимый рост демонстрируют также филе минтая и трески, сельдь слабосоленая, масляная рыба, а также лососевые виды рыб. Добавим, что официально, согласно православным канонам, рыбу в Великий пост разрешено есть в Благовещение и на Вербное воскресение.
«Если в обычный месяц, например, октябрь, морепродукты занимают 4.4% от общей выручки торговых сетей, а свежемороженая рыба 11.57%, то во время поста морепродукты подрастают до 7.3%, то есть почти на 66%, а рыба – прирастает до 13,73% от выручки, то есть на 18.6%, – отмечает Полина Кирова. – Иными словами, россияне способны увидеть в рыбе и морепродуктах альтернативу мясу, но делают это только в период религиозных ограничений. После поста потребление рыбы, скорее всего, вновь вернется к обычным показателям, а мясных изделий, наоборот повысится до стандартного, внепостного уровня».