Потребители   №3 /июль-август 2018/

Артефакты советской торговли

«Русская рыба» изучила коллекцию этикеток на рыбных консервах производства 1947 года

Все новое — это хорошо забытое. Идея тотальной маркировки рыбной продукции как способ борьбы с контрафактом заставила вспомнить о советских, еще дедовских способах распознавания содержимого консервных банок, когда QR-код был чем-то из серии ковра-самолета, то есть абсолютно фантастическим плодом воображения. До недавних пор бумажные этикетки на рыбных консервах были лишь предметом собирательства для коллекционеров советского антиквариата.Но если изучить их внимательнее, то можно обнаружить и множество методических нюансов, практически применимых в настоящее время. Автор статьи — профессиональный стандартизатор и разработчик ГОСТов.
Текст: Людмила Панасюк

Консервы рыбные в томатном соусе

Первое, на что обращаешь внимание, (этикетки 1 и 2) — это наличие двух Министерств: Министерства рыбной промышленности Восточных районов СССР и Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР. Действительно, в истории рыбной отрасли был такой странный период, отнюдь не связанный с особенностями технологии рыбопродуктов, а скорее по причинам политического характера. Причина появления Министерства рыбной промышленности Восточных районов крайне необычна — в связи с дефицитом кадров в период 1946–1947 годах по договоренности между СССР и КНДР на рыбные предприятия Камчатки и Амурского бассейна было завезено более 20 тысяч иностранных рабочих из Кореи. Так возникла необходимость в появлении Министерства рыбной промышленности Восточных районов СССР, а значит, и Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР.

Расположенные в европейской части СССР предприятия принадлежали к «западным районам СССР», при этом «южные районы СССР» и «северные районы СССР» в предложенной схеме отсутствовали. Рыбоперерабатывающие предприятия Латвии, Литвы, Эстонии и Калининградской области как структурные в рассматриваемый период не существовали, в эту схему также не вписывались. Западный бассейн, как промысловый регион, образовался лишь в самом конце 40–х годов.

Восточные регионы СССР представляли многочисленные рыбные предприятия, находящиеся за Уралом: Сибирь, Байкал, Амурский бассейн, Приморский район, Сахалин и Камчатка.

Два «рыбных» Министерства просуществовали всего два года, с 1946 по 1948 гг., после чего было вновь образовано единое Министерство рыбной промышленности СССР.

Изготовитель консервов из сига и верхогляда в томатном соусе — Даергинский консервный завод. Село Даерга – это Хабаровскоий край, Нанайский район, река Амур, прибрежный лов. Организация под названием «Главное управление рыбной промышленности Амурского бассейна» — «Главамуррыбпром» — существовала с 1939 по 1956 гг.

Вторая особенность (этикетка 3) — наличие незнакомых и таинственных видов рыб. Например, «Верхогляд (Erythrocultererythropterus)» — редкая пресноводная рыба семейства карповых, длиной до 1 м, вес одного экземпляра — до 9 кг. Глаза посажены очень высоко, почти на затылке, отсюда и название рыбы. И далее на этикетках: «Султанка (Mullusbarbatus)», она же «Барабулька», — ценная промысловая рыба отряда окунеобразных, обитающая в Черном и Азовском морях; «Мегдым (Leuciscusleuciscus)» — это местное название сибирского ельца (чебака), который в то время, в 1947–1948 гг., водился практически во всех водоемах Сибири.

Третий момент — временные идентификационные периоды создания этикетки и выпуска консервов могут различаться, а могут и совпадать. Например, консервы из султанки: время и того и другого совпадает — 1946–1948 гг: слова «Западных районов» не замазаны перышком ученической ручки и обозначение стандарта — ГОСТ 1934-46 датировано 1946 годом.

А вот временная идентификация следующих трех этикеток (этикетки 4, 5, 6) довольно точная, если этикеток не наштамповали на 10 лет вперед. Так оно и оказалось: «белуга» и «лещ» несут на себе зачеркнутое «Министерство рыбной промышленности Западных районов», значит, выпуск консервов после 1948 года, но не позднее 1951, до утверждения нового стандарта на томатную группу — ГОСТ 1934-51 «Консервы рыбные в томатном соусе. ТУ». «Астраханский рыбоконсервно-холодильный комбинат им. Микояна» (основан в 1930 г.) также входил в систему Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР и был одним из самых крупных комбинатов страны.

О «Сейнерном консервном заводе» (этикетка 1) практически ничего не известно. Вариантов тут несколько. Возможно это — «Холмские морские ресурсы» (рыбоконсервный завод № 28)» или «Северо-курильская база сейнерного флота», входящий в Сахалинрыбпром (завод № 248), или ОАО «Южно-Сахалинский рыбзавод» в Корсаковском районе. А может, Консервный завод базы сейнерного флота им. Надибаидзе, Приморрыбпром (завод № 13). В четвертых, обращает на себя внимание отсутствие коммуникационных реквизитов на этикетках того периода: адреса предприятия-изготовителя и его телефонов. Понятно, что факсов, сайтов и электронной почты в то время не существовало. В те времена достаточно было на этикетке указать город, село или поселок, а также наименование ведомства, в систему которого входил изготовитель, — информация считалась вполне исчерпывающей.

Вот эти консервы с этикеткой 1947 года наверняка выпускалась в морских условиях из свежей курильской скумбрии, а может быть, скумбрии дальневосточной, добытой непосредственно в море у Курильских островов или в прибрежных водах Охотского моря. В контексте современных требований, предъявляемых к маркировке пищевой рыбной продукции, — ТР ТС 022/2012 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» — вполне возможны были следующие надписи на этикетке: «Скумбрия курильская (Scomberjaponicusjaponicus )» или «Скумбрия дальневосточная (Scomber Pneumatophorusdiego)», «Изготовлено из свежей рыбы» или «Изготовлено непосредственно на промысле».

Некоторые из этикеток по названию вполне могли ввести в заблуждение относительно географии мест производства. Например, этикетки продукции «Самаровскогорыбоконсервогокомбината» (этикетки 2 и 3): консервы из мегдыма и нельмы действительно выпускались в 1947 году, но не в городе Самара, что на Волге,а в Сибири («Главсибрыбпром»), в селе Самарово Тобольской губернии. Малоизвестное село Самарово — это не что иное, как современный город Ханты-Мансийск. Во время войны там выпускалась продукция под девизом «Югра —фронту»: консервы с щукой, язем и осетром. От старого Самаровского рыбокомбината сейчас осталось только переходящее знамя, документы и альбомы с этикетками выпускаемой продукции — молоки осетровые натуральные, икра черная, печень осетровая с гречневой кашей.

Консервы «Язь в томатном соусе» (этикетка 4) из деревни Колпашево, что на правом берегу Оби (Нарымский край, Томская губерния). Керченский консервный завод «Воля труда», эвакуированный в годы войны на территорию гормолзавода, и стал базой для знаменитого «Колпашевского консервного завода». Через Колпашево в свое время пролегали маршруты русских посольств в Китай и камчатских экспедиций Витуса Беринга. Сейчас «Колпашевский рыбозавод» — современное рыбоперерабатывающее предприятие с традиционной технологией, сохранившее брендовое название села, которое уже давным–давно превратилось в город.

Нужно отметить, что после войны появились и самостоятельные Министерства рыбной промышленности союзных республик, и следующие две этикетки подтверждают эту принадлежность: «Министерство рыбной промышленности Украинской ССР» и «Министерство рыбной промышленности Азербайджанской ССР». Генический консервный завод в городе Геническ Херсонской области существует и сейчас на Украине. В Азербайджане на побережье Каспийского моря в старинном городе Ленкорань существует «Ленкоранский консервный завод» (этикетки 5 и 6).

Изучение этикеток на рыбных консервах 1947 года может быть весьма увлекательным занятием, если делать это через призму сегодняшних требований Технических регламентов Таможенного союза, современных национальных и межгосударственных стандартов, а также Директив и Регламентов ЕС.

Шестой момент. Вся «томатная группа» консервов из рыбы выпускалась в то время по ГОСТу 1934-46 «Консервы рыбные. Рыба в томатном соусе. ТУ», разработанному на базе стандарта категории «для военного времени» — ГОСТ В 1934-42, или по пересмотренному ГОСТ 1934-51. До современного ГОСТ 16978-99 «Консервы рыбные в томатном соусе» еще далеко. Нельзя не обратить внимание на довольно большую вместимость банки консервов — 460 г, 470 г, 520 г. Это номера банок, начиная с № 8 и выше (до № 12) — ГОСТ 5981.

Мы уже отвыкли даже в визуальном формате от больших банок на полках торговых сетей. В те времена большая масса нетто содержимого банки, вероятно, объяснялась интенсивными поставками продукции на фронт. Кроме этого, большое количество консервов тогда выпускалось из свежей рыбы, пойманной в результате прибрежного лова, — необходимо было в короткий срок законсервировать сырье. На мороженом сырье тогда фактически не работали. В настоящее время в основном используются банки №№ 3, 4 и 5 вместимостью от 100 до 250 кубических сантиметров.

Консервы рыбные в масле

Говоря о консервах в томатном соусе, мы уже упоминали «Консервный завод «Тафуин» . Именно на его базе сегодня осуществляет свою деятельность компания «Южморрыбфлот». Когда-то Тафуин был небольшим рыбацким поселком, где князь Николай Шаховской в 1911 году построил первый в стране крабоконсервный завод. Консервы делались из свежего краба, которого добывали на парусных шаландах под названием кавасаки. На этикетке с камбалой это судоходное средство как раз и изображено.

После выхода Декрета правительства России «О порядке эксплуатации рыбных и морских звериных промыслов на Дальнем Востоке» от 02.03.23 г. Дальгосрыбпром выкупил завод у князя Шаховского за 323 тыс. руб. На Тафуине начинали и производство слабосоленой сельди-иваси или сардины тихоокеанской. Чуть позже наладили выпуск консервов «Камбала обжаренная в масле» (этикетка 1).

А вот например более поздняя этикетка — уже по вышеназванному ГОСТ 6065-55. Возможно, это консервы конца 50–х годов, однако указанная цена баночки консервов в 57 коп. говорит нам об уже прошедшей денежной реформе 1961 года, а значит, консервы выпускались в начале 60–х гг, но не позднее 1982 г.

Кандалакшский рыбоконсервный комбинат на побережье Кандалакшского залива Белого моря входил в систему рыбной промышленности Западных районов СССР — Главсеврыбпром» (в 1927 г. — в систему знаменитой конторы — «Желрыба» (1922–1929 гг.) — Управление рыбозвериными промыслами Мурманской железной дороги.

Изготовление консервов осуществлялось по ГОСТу «Консервы из копченой рыбы в масле: осетр, севрюга, белуга, сом, треска, сельдь, корюшка», (этикетка 2) плавно перешедшему затем в уже знакомый ГОСТ 7144-55 «Консервы рыбные. Рыба копченая в масле» и далее на современном этапе — в ГОСТ 7144-2006.

Консервы в масле были весьма популярны у населения, поэтому выпускали их очень многие предприятия, например, Беломорский рыбоконсервный комбинат в городе Беломорском, в Карело-Финской ССР. Такая республика в составе СССР существовала с 1940 по 1956 годы. Теперь это территория Республики Карелия.

Вообще, в первое послевоенное десятилетие именно консервы прочно удерживали пальму первенства среди всех видов рыбной продукции. Рефрижераторов и вагонов-термосов, позволявших перевозить рыбу в центральные районы страны, тогда еще фактически не было. Зато береговая переработка была развита на очень достойном уровне, поскольку рыбными консервами питался фактически весь фронт во время Великой Отечественной.

Когда отменили карточную систему распределения продуктов, то появились возможности для дополнительного расширения консервного производства. Что касается маркировки, то она хоть была и простая, но давала максимум информации для потребителя — где и как была сделана данная продукция. Что же касается ее качества, то тогда действовали другие законы, и производство контрафакта могло караться очень жестко. Поэтому производители работали ответственно, да и потребитель в послевоенные годы был рад любым продуктам, главное, чтобы их было достаточно, и цена была доступной. Всем этим требованиям советские рыбные консервы, безусловно, соответствовали.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 10.10.2018 №3 /июль-август 2018/