Росрыболовство предлагает провести масштабную проверку на рынке икры осетровых видов рыб, на котором выросла доля китайской икры, выдаваемой за российский продукт.
Об этом высказался заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов на расширенном заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в области аквакультуры (рыбоводства) при Комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на тему «Борьба с нелегальным оборотом икры лососевых и осетровых видов рыб как фактор обеспечения её качества и безопасности».
Василий Соколов отметил, что икра осетровых видов рыб является традиционным российским брендом. Однако сейчас отечественный рынок подвергается испытанию. «За три года произошло увеличение поставок черной икры из Китая в Россию с 3,5 тонны почти до 17 тонн в прошлом году. Сколько завезено различными неофициальными способами, оценить никто не берется, но объем китайской икры на внутреннем рынке огромен», – сказал заместитель руководителя Росрыболовства.
Он отметил, что Китай на всех зарубежных рынках разворачивает экспансию схожим образом – наращивает долю своего присутствия за счёт низких цен и снижения качества. К примеру, в ЕС доля китайской черной икры выросла за последние годы с 13% до 70%. Но в Россию икра поставляется по одной из самых низких цен (примерно 200 долл. за килограмм). «Они быстро перехватили инициативу, пытаются демпинговать, в том числе и за счет наших недобросовестных участников рынка. Так, себестоимость черной икры у российских производителей выше 20-35 тыс. рублей за килограмм в зависимости от вида осетровых и технологии выращивания рыбы и получения икры. При этом, если можно взять импортную икру китайского производства за 10-14 тысяч рублей, пусть и неизвестного происхождения и качества, ряд предпринимателей продолжает строить свою стратегию на том, что под брендом российской черной икры продает китайский товар, – обрисовал ситуацию Василий Соколов. – Техническим регламентом такое запрещено! Производитель обязан указывать достоверно вид, страну происхождения, а также получена это икра от выращенной рыбы или нет. Так как в Россию импортируется уже готовая икра и здесь происходит только расфасовка, то производитель обязан указывать, что данная икра произведена в Китае».
Замруководителя ведомства считает, что на розничном рынке нужно пресекать любые попытки фальсификации: «Необходимо обязать при маркировке указывать и страну происхождения, и биологический вид, из которого произведена продукция. Более того, нужно понимать, наконец, что нам поставляют. К сожалению, на аквакультурные хозяйства Китая представителей Россельхознадзора и наших специалистов не пускают под разными предлогами. Неизвестно, используют ли при выращивании на этих предприятиях антибиотики, гормоны роста, корма с геномодифицированными компонентами. Не исключено попадание в состав импортируемой икры, от нелегально выловленных осетровых в Амуре. В связи с этим необходимо ужесточить контроль в рамках Конвенции CITES (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения)», – настаивает Василий Соколов.
Росрыболовство считает необходимым проведение совместной с Россельхознадзором и Роскачеством массовой проверки на рынке икры осетровых видов рыб. Кроме того, совместно с российским Союзом осетроводов Росрыболовство разрабатывает систему электронной маркировки продукции (включая икру) из ценных видов рыб, необходимую для пресечения возможности легализации фальсификата и браконьерской продукции.
Поставки такой продукции недопустимы не только по причине прямой дезинформации потребителей, но и потому, что это вредит репутации российской продукции, а также сдерживает развитие осетроводства в России. В настоящее время в стране действует запрет на вылов осетровых, и легальная черная икра может быть только аквакультурного производства. Российские предприятия выращивают примерно 2,5 тыс. тонн осетров, ежегодный объём производства икры составляет 45-50 тонн. «Хотя могли бы производить и больше, но сталкиваемся с контрафактом», – отметил Василий Соколов.
Рынок красной икры вполне насыщается продукцией отечественного производства. И в данном случае риски лежат зачастую не плоскости фальсификата, а в особенностях современного производства. В 2018 году в России было добыт рекордный за всю историю наблюдений объем тихоокеанских лососей – 676 тыс. тонн, благодаря чему произведено 25-30 тыс. тонн красной икры. «Учитывая, что ёмкость российского рынка составляет 14-18 тыс. тонн, то даже избыток образовался. В связи с этим продукция поставляется не только на внутренний рынок, но и на экспорт в более значительном объёме», – пояснил представитель Росрыболовства. При этом большое количество продукции в настоящее время остается на складах (в том числе в виде замороженных ястыков), так как не все торопятся перерабатывать и продавать икру. Кроме того, последние годы на рынке растет доля икры с низким содержанием консервантов (в первую очередь соли). В связи с этим сроки хранения продукции сокращаются, но это отнюдь не всегда отражено на упаковке. «Появился запрос покупателей на икру без консервантов, с низким содержанием соли. Производитель старается удовлетворить этот запрос, и получается, что зачастую дезинформирует потребителя, оставляя прежние сроки хранения, рассчитанные для определенного содержания соли при жестком следовании требованиям по температуре», – обращает внимание заместитель руководителя Росрыболовства.
Современные тенденции рынка требуют разработки и введения новых, дополнительных стандартов производства – ГОСТов для икры с низким содержанием соли, соответственно, и с другими сроками хранения, которые в данном случае должны быть короче, чем у традиционной консервированной икры.
С учётом массовых подходов рыбы, на рынок может попадать и браконьерская икра. Для пресечения поставок нелегальной икры необходимо, помимо контроля в местах вылова и вывоза, продолжать развивать систему прослеживаемости продукции, включая использование системы «Меркурий».