Федеральное агентство по рыболовству совместно с Всероссийским НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) подготовит пакет изменений в технический регламент Евразийского экономического союза о безопасности рыбы и рыбной продукции (ЕАЭС). Актуальные для рыбной отрасли «узкие места» техрегламента и пути урегулирования возникающих противоречий в правоприменительной практике обсудили 9 октября участники круглого стола в рамках XXI Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2019». Модератором дискуссии выступил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
«Уже наработана как положительная, так и отрицательная практика применения отдельных положений технического регламента», — сказал Василий Соколов, открывая круглый стол. Он отметил, что при разработке документа многие нормы были основаны на устаревших СанПиНах и уже не актуальных правилах.
«В результате сейчас, когда лаборатории, которые занимаются вопросами качества и безопасности рыбной продукции, оснащены современной техникой и способны на высоком уровне проводить тесты, мы получаем массу претензий уже от производителей. Есть целый ряд вещей, не урегулированных на настоящий момент. И нет, к сожалению, ведомства, отвечающего за разъяснения, которые бы использовались на обязательной основе контролирующими органами», — подчеркнул замруководителя Росрыболовства.
В дискуссии приняли участие руководитель департамента технического регулирования ФГБНУ «ВНИРО» Ирина Игонина, советник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко, исполнительный директор НО «Рыбный союз» Сергей Гудков, заместитель руководителя АНО «Роскачество» Елена Саратцева и президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаил Синев.
О практике применения техрегламента рассказала Ирина Игонина. В адрес ВНИРО за два года поступило 358 писем от предприятий и 130 писем от ФОИВ по вопросам применения требований техрегламента. В основном они касаются правильности идентификации пищевой продукции, отнесения ее к тому или иному виду, правильности маркирования и корректности толкования отдельных требований, например, отсутствия некоторых видов продукции в документе, определения зоологического наименования водных биоресурсов в наименовании пищевой рыбной продукции.
По словам эксперта, в определенной степени решена проблема с трактовкой пункта 20 терхрегламента, запрещающего розничную реализацию пищевой рыбной продукции, части которой поражены видимыми паразитами. «Мы предложили уточненную формулировку: не допускать реализации пищевой продукции, предназначенной для потребителей, и далее по тексту. Это разъяснение тоже висит на сайте ЕЭК. Насколько я знаю, Россельхознадзор сейчас пользуется этой формулировкой, и забраковки сырья ветлабораториями пока прекратились», — отметила Ирина Игонина.
Сергей Гудков затронул проблемы нормирования мышьяка и массовой доли ледяной глазури в рыбе и морепродуктах, а также перегруженных требований в маркировке. При этом он посетовал, что далеко не все вовлеченные в процесс ведомства признают наличие проблем.
Представитель Роскачества обратила внимание на проблему с несоблюдением температурных и иных условий хранения рыбной продукции в торговых сетях. Это одна из главных причин выявления партий товара, не соответствующих критериям по качеству. Она также представила данные проверок рыбной продукции на российском рынке.
По мнению президента АСОРПС, в рамках техрегламента ЕАЭС нуждаются в переработке и правила перевозок с позиций возможности реального обеспечения качества перевозимых скоропортящихся пищевых продуктов.
Подводя итоги дискуссии, Василий Соколов отметил, что ряд предложений, высказанных на круглом столе, озвучивались ранее на совещаниях в Росрыболовстве. «Сейчас мы видим, что острота этих проблем приобретает где-то «летальный» характер – не только для отдельных предприятий, но и для отдельных направлений промысла. Это касается и органического мышьяка, и зоологических наименований. Под одним названием «камбала дальневосточная» могут находиться до 20 видов рыб», — привел пример заместитель руководителя Росрыболовства.
Он сообщил, что Росрыболовство совместно с ВНИРО готовит пакет изменений для внесения в Минсельхоз России и передачи основному разработчику техрегламента – Казахстану. «Мы будем дальше отстаивать свою позицию на площадке ЕЭК», — заявил Василий Соколов.
Техрегламент ЕАЭС был введен в действие с 1 сентября 2017 года. Документ расширяет возможности обращения отечественной рыбной продукции на рынке ЕАЭС. При подтверждении соответствия требованиям данного регламента продукция может без каких-либо дополнительных процедур свободно реализовываться на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.
В Российской Федерации понятие «технический регламент» введено в 2002 году Законом «О техническом регулировании».
В отношении производства и оборота пищевой рыбной продукции на территории ЕАЭС комплексно действуют технические регламенты «О безопасности упаковки», «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» и «О безопасности рыбы и рыбной продукции».
Благодаря введению техрегламента ЕАЭС появились требования указывать на упаковке мороженой рыбы и морепродуктов точные данные о доле в них глазури отдельно от массы рыбы. Содержание глазури может варьироваться в зависимости от ассортимента продукции в пределах 5-14%.
Впервые установлены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани промысловых рыб, решающие проблему «накачивания» ее растворами фосфатов для увеличения массы. Кроме того, производители обязаны информировать потребителя об использовании антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных, антимикробных препаратов и ГМО при выращивании рыб и морепродуктов в искусственных водоемах.