Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в преддверии Дня рыбака провел встречу с представителями СМИ по актуальным вопросам развития отрасли.
На брифинге обсуждались перспективы развития промысла, вопросы обеспечения потребностей внутреннего рынка и реализации экспортной программы. Большое внимание уделено обновлению российского промыслового и научно-исследовательского флота, а также обновлению инфраструктуры для хранения и транспортировки рыбной продукции.
Объем вылова водных биоресурсов сейчас составляет 2,3 млн, что на 10% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с падением экспорта минтая в начале 2021 года. «Рассчитываем, что это отставание будет сокращено, и по итогам года мы сможем выйти на уровень прошлого сезона – примерно 5 млн тонн, – отметил Илья Шестаков. – Основная задача на ближайшее время – провести лососевую путину на Дальнем Востоке. Она идет достаточно неплохо, уже добыто 13 тыс. тонн лососей».
Глава Росрыболовства отметил, что в этом году усилено научное сопровождение путины. Оперативный мониторинг показывает, что прогноз по возможному вылову подтверждается — 460 тыс. тонн тихоокеанских лососей. «Этого объема будет достаточно и для обеспечения внутреннего рынка, и для экспорта, – сказал Илья Шестаков. – Отвечая на традиционный вопрос про красную икру, отмечу, что этой продукции также будет достаточно для обеспечения спроса».
Коллапс в портах Китая из-за новой системы контроля придал ускорение смене экспортной российской политике в рыбной отрасли: уже началась диверсификация поставок. С начала года выросли объемы поставок в Японию, Южную Корею, страны Евросоюза, Африки и Латинской Америки. К примеру, экспорт в Южную Корею и Японию вырос вдвое, в республику Нигерию – почти с нуля до 21 тысячи тонн. Ведется работа по открытию новых рынков сбыта.
Что касается активизации поставок в Китай, то по словам главы Росрыболовства, переговоры продолжаются, но идут непросто. Поставки рыбом навалом, а этот вид поставок у российских поставщиков до недавнего времени был основным, скорее всего, уже не возобновятся в прежних объемах. Сейчас мировой рынок массово переходит на поставки в рефрижераторных контейнерах, которые позволяют минимизировать контакт человека с продукцией при перезагрузках. «Поэтому переход на контейнерные перевозки – задача сегодняшнего дня», – подчеркнул Илья Шестаков.
Для насыщения внутреннего рынка и продуктовой диверсификации экспорта продолжается реализация программы по строительству береговых заводов для глубокой переработки уловов и рыбопромысловых судов с безотходными фабриками на борту.
Для придания стимула развитию отраслевой инфраструктуры Росрыболовство планирует распределение еще 20% инвестиционных квот на добычу рыбы. «Ориентируемся, что второй этап программы будет рассчитан не только на суда и береговые фабрики, но и на строительство объектов инфраструктуры, прежде всего, холодильных мощностей», – сказал руководитель ведомства.
С применением этого инструмента будут созданы перевалочные рыбные хабы на Дальнем Востоке, а также модернизированы мощности в Северном бассейне.
В отношении объектов инфраструктуры новый этап программы может начаться с 2022 года, по строительству судов — с 2023 года. С этого же года, как сейчас обсуждается, может стартовать второй этап распределения инвестиционных квот добычи крабов. В перечень объектов планируется включить и другие ценные виды морепродуктов, например, трубача, гребешка, морского ежа. «Список еще разрабатывается», – уточнил руководитель Росрыболовства.
Кроме того, рассматривается ряд других источников экономического роста. Как сообщил руководитель Росрыболовства, идет подготовка к возвращению российских судов на промысел антарктического криля в Мировой океан. В число приоритетов также входит изучение экологии и перспектив промышленного рыболовства в водах Арктики, продолжение исследований состояния запасов лососей в Тихом океане, а также изучение рыбных запасов Атлантики. «Мы уже провели ряд новых исследований, в том числе в арктических водах. По их итогам вводятся в промысел запасы минтая Чукотского моря и крабов Карского моря», – заметил Илья Шестаков.
Для обоснования общих допустимых уловов и наращивания объемов добычи будут построены новые научно-исследовательские суда. Уже выделены средства из федерального бюджета на строительство двух среднетоннажных судов, их строительство запланировано на ближайшие три года.