Приход в регион промышленники связывают с началом формирования комфортного инвестиционного климата в Архангельской области.
О том, что в Архангельскую область могут прийти новые рыбопромышленные компании, обсуждалось ещё в начале осени на встрече губернатора Архангельской области Александра Цыбульского с акционерами Архангельского тралового флота (АТФ). После этого прошло ещё несколько рабочих встреч, главным результатом стало достижение ряда договорённостей, реализация которых уже началась.
Портовая инфраструктура будет развиваться
«Столь серьёзные шаги невозможны для бизнеса без поддержки власти, сегодня мы её ощущаем со стороны правительства области в полной мере, — сказал генеральный директор АТФ Алексей Заплатин. — Для любой компании важен хороший инвестиционный климат на территории, и мы уверенно связываем перспективы своего развития с Архангельской областью».
Уже сегодня на судах крабодобывающих компаний «Карапакс» и «Омега Трейд», а также рыбопромысловой компании «Вирма» работают около двухсот северян. В целом экипажи большинства судов АТФ представлены жителями Архангельской области и суммарно других регионов — в равном соотношении.
Перспективы создания новых рабочих мест появятся и в обозримом будущем, так, на нижегородской верфи для местной компании строится новое судно для добычи крабов, которое планируется сдать в эксплуатацию к 2022 году.
Важно отметить, что промысловики водных биоресурсов используют специальный налоговый режим — ЕСХН: отчисления от единого сельскохозяйственного налога в соответствии с законодательством поступают в бюджет того региона, на территории которого они зарегистрированы. По предварительной оценке рыбопромышленников, с приходом в регион новых компаний в ближайший год бюджет Архангельской области может рассчитывать на дополнительные поступления за счёт отчислений по налогам (в том числе по НДФЛ) в размере 200 млн рублей.
В целом в рыбопромышленной отрасли Поморья задействовано 180 хозяйствующих субъектов. Как отметила министр АПК и торговли региона Ирина Бажанова, в рамках Арктического рыбопромышленного кластера продолжается реализация направлений программы, которая принята в феврале этого года и рассчитана на пять лет.
«Перед нами стоит целый ряд амбициозных задач, работа над решением которых идёт в тесном взаимодействии власти и бизнеса, — говорит Ирина Бажанова. — В частности, мы выстраиваем отношения с партнёрами на Дальнем Востоке, что позволит обеспечить серьёзный грузооборот в порту Архангельска. Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры заявлены нами во все дорожные карты федеральных программ, чтобы получить финансовую поддержку».
Начата в регионе и подготовка к рыбопромышленному форуму, который пройдёт в июле следующего года в Санкт-Петербурге. На нём планируется представить весь потенциал региона в этой отрасли.
Маймакса — флагман
По поручению губернатора Александра Цыбульского, в правительстве региона была сформирована специальная рабочая группа.
«В структуре Арктического рыбопромышленного кластера судоремонт и судостроение являются одним из главных векторов развития объединения. Это направление уже поддержано Федеральным агентством по рыболовству, — сообщил в своем телеграм-канале глава региона Александр Цыбульский. — Суммарный объём инвестиций оценивается в более чем 600 миллионов рублей».
В состав группы, которую возглавил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Автушенко, вошли представители регионального министерства АПК и торговли, а также министерства экономического развития области.
Проект по созданию в Архангельске центра комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота планируется реализовать в рамках Арктического рыбопромышленного кластера, программа развития которого на период до 2025 года была утверждена правительством региона.
По словам Ирины Бажановой, в структуре кластера изначально были определены так называемые дивизионы — векторы развития объединения.
«Судоремонт и судостроение являются одним из них. В рамках указанного дивизиона планируется создание в Архангельске промышленного технопарка «Центр комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота». Эта инициатива ранее получила поддержку Росрыболовства, была включена в дорожную карту ведомства», — рассказала министр.
Проект предполагается реализовать с использованием инструментов государственно-частного партнёрства на базе Маймаксанского грузового участка акционерного общества «Архангельский траловый флот».
Как отметил генеральный директор компании Алексей Заплатин, архангельские рыбаки первыми в рамках инвестиционных квот стали строить новые промысловые суда, первыми принимают их в эксплуатацию, и теперь встал вопрос с обслуживанием увеличивающегося флота.
«Необходимо развивать береговую инфраструктуру, — уверен Алексей Заплатин. — У нас есть уникальный комплекс — Маймаксанский грузовой участок. Здесь изначально существовала база технического обслуживания, выполнялись все этапы — начиная от приёмки судов и заканчивая комплексным обслуживанием и судоремонтом. В девяностых — двухтысячных годах часть мощностей была утрачена. Настало время возродить порт, вернуть компетенции, заняться судоремонтом на новом современном уровне».
Востребованность в таких услугах достаточно высока. Сегодня из-за нехватки мощностей архангельским судоремонтникам приходится отказываться от заказов.
Проектом предполагается создание на Маймаксанском грузовом участке современной базы технического обслуживания, мощности которой позволят проводить не только механический ремонт, но и ремонт электронного оборудования судов, с частичным изготовлением запасных частей. Также планируется восстановить разрушенные причалы, восстановить соединение порта с железной дорогой.
Как отметил представитель Арктического рыбопромышленного кластера Михаил Махин, судоремонт, как правило, осуществляется в кооперации множества малых и средних предприятий, которые могут подать заявки на получение статуса резидентов Арктической зоны РФ, получить соответствующие преференции.
«От всех участников Арктического рыбопромышленного кластера в отношении идеи создания в Архангельске центра комплексного обслуживания судов мы получили положительные отзывы, — отметил Михаил Махин. — Многие уже предоставили свои предложения. И это не только ремонт рыболовецких судов, но и обслуживание флота, работающего на трассе Северного морского пути.
Все предложения участников кластера уже объединены в дорожную карту. Её первый, подготовительный, этап предусматривает разработку соответствующей концепции. Работу над документом планируется завершить в январе 2021. К строительству самого центра судоремонта участники проекта рассчитывают приступить в декабре будущего года.