На состоявшейся 26 мая 2021 года онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» российские и финские эксперты в первую очередь отметили, что период вынужденного экономического спада из-за пандемии коронавируса проходит и необходимо срочно возвращаться к докризисным показателям товарооборота. Потери с обеих сторон были весьма ощутимыми.
Так, за 2020 год товарооборот между Россией и Финляндией снизился на 26%, при этом российский экспорт уменьшился на 29% — до 7,1 млрд долларов, импорт упал на 17%. Больше всего — на 93% — пострадал рынок судов, лодок и плавучих конструкций. Между тем последние годы российское судостроение переживает небывалый бум. Рынок отечественного судостроения вырос на 67% — до 230 млрд рублей. Совокупный тоннаж флота увеличился на 59% – до 542 тыс. тонн. Второй год подряд совокупность гражданских судов в России превышает долю оборонзаказа – 126 млрд рублей против 103 млрд рублей. Более 40% стоимости сданных судов приходится на ледоколы, в частности завершено строительство ледоколов «Арктика» (мощность 60 мегаватт), «Виктор Черномырдин» (мощность 25 мегаватт); спущен на воду танкер нового поколения «Владимир Мономах», построены десятки современных сухогрузов, барж и судов обслуживающего флота. На основании перспективного плана Минпромторга РФ до 2035 года запланировано строительство более 1000 судов различных типов. В связи с этим финские судостроители рассматриваются как давние и надежные партнеры во многих направлениях отрасли. К примеру, в начале этого года финская компания Wärtsilä получила контракт на поставку радионавигационных систем для оснащения 10 танкеров и ледоколов для доставки сжиженного газа от Ямала до основных портов Евросоюза. Монтаж оборудования запланирован на 2022-2024 гг.
С 1 февраля 2021 года организовано круизное сообщение между Россией и Финляндией. Если оно покажет свою коммерческую привлекательность, то будет рассмотрен вопрос о строительстве комфортабельных круизных лайнеров. На рынке новых и подержанных яхт также наблюдается оживление. Финская компания Nordic Notic начинает сотрудничество с крупнейшим яхтенным дилером России, компанием Smart Yachts. В свою очередь, российские алюминиевые лодки известного бренда все активнее занимают часть финского рынка маломерных судов, только в прошлом году продажи моторных лодок увеличились на 33 %, а в этом году прирост за первый квартал достиг 30%. На 50% выросли продажи запасных частей.
По словам Кирилла Рождественского, директора Департамента международного сотрудничества, «сегодня наиболее перспективными формами международного сотрудничества является производственная кооперация, обмен успешными технологиями, локализация финских компаний на российском рынке. У нас есть взаимные интересы, в частности они касаются освоения Арктики, развития ледокольного судостроения».