Величины общего допустимого улова (ОДУ) на 2018 год и корректировки ОДУ на 2017 год рассмотрели на объединенном заседании Отраслевого совета по промысловому прогнозированию и Совета директоров рыбохозяйственных научно-исследовательских институтов при заместителе министра сельского хозяйства России-руководителе Росрыболовства Илье Шестакове.
С основным докладом выступил директор ФГБНУ «ВНИРО» Кирилл Колончин. Он изложил результаты предыдущих обсуждений, которые состоялись на заседании межинститутской рабочей группы и Ученом совете ВНИРО. По итогам 2016 года вылов составил более 4,7 млн тонн, на 5,8% превысив показатель рекордного за последние 15 лет вылова в 2015 году – в 4,5 млн. тонн. Прирост зафиксирован практически по всем рыбохозяйственным бассейнам. Соответственно динамике вылова меняется и объем общего допустимого улова. Сравнивать общие допустимые уловы корректно с 2009 года, когда федеральным законодательством был определен перечень водных биоресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы. За этот период ОДУ изменялся в небольших пределах – от 2,76 млн до 3,11 млн тонн, при среднем уровне – 2,90 млн тонн. На 2018 год суммарный ОДУ составил 2 млн 967 тыс. тонн – на 14 тыс. тонн выше, чем в 2017 году.
Основное обсуждение коснулось ОДУ минтая в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Принимая во внимание все озвученные мнения принято решение оставить ОДУ минтая в Охотском море на уровне 2017 года и сократить вылов у Курил и в Беринговом море с возможностью дальнейшей корректировки. «Основания для увеличения объемов есть, запасы растут, но существуют и определенные риски недоосвоения, учитывая ситуацию на промысле, ледовую обстановку. Поэтому сейчас к определению ОДУ на 2018 год подходим консервативно, при этом будем мониторить ход промысла и по итогам мониторинга примем решение по корректировкам», – сказал Илья Шестаков.
На заседании поддержали рекомендации межинститутской рабочей группы по ОДУ трески, сельди и камбал на Дальнем Востоке. Суммарный объем ОДУ трески на 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличился на 9,3% – до 132,96 тыс. тонн. Рост произошел главным образом за счет Западно-Беринговоморской и Чукотской зон (+16,4 тыс. тонн). В остальных районах, за исключением Западной Камчатки, изменения незначительные.
Суммарный объем ОДУ сельди на 2018 год по сравнению с 2017 годом снизился незначительно — на 0,7 тыс. тонн, до 325,45 тыс. тонн. При этом в основном районе промысла — Северо-Охотоморской подзоне, ОДУ практически не изменился (+1,0 тыс. тонн).
Величина ОДУ тихоокеанских лососей определена исходя из современного состояния запасов: целесообразно оставить ОДУ в 2018 году в ИЭЗ России без изменений на уровне последних лет – 22,5 тыс. тонн.
В Северном рыбохозяйственном бассейне ОДУ устанавливается только в отношении промысловых беспозвоночных: камчатский краб, краб-стригун опилио и гребешки. По крабу камчатскому рекомендуется увеличить ОДУ в 2018 году на 1,43 тыс. тонн – до 9,94 тыс. тонн, прирост ОДУ стригуна опилио составит 1,97 тыс. тонн, до 9,84 тыс. тонн. Осваивать краба-стригуна опилио в Баренцево море впервые начали в прошлом году, хотя ареал распространения этого вида до сих пор точно не определен, рост запасов уже позволил увеличить ОДУ на 2017 год.
В Балтийском море по шпроту и балтийской сельди (салаке) принято решение оставить объем изъятия на уровне 2017 года.
Основу вылова в Каспийском море составляют вобла, лещ, судак, сазан, сом, щука: в целом ОДУ в 2018 году по сравнению с текущим годом осталось практически без изменений.
В озере Байкал рекомендовано значительно сократить вылов омуля в 2018 году — до 220 тонн, эти объемы будут распределены для искусственного воспроизводства, научных исследований, нужд КМНС и любительской рыбалки.
Из корректировок на 2017 год поддержано решение увеличить ОДУ камчатского краба в Баренцевом море. На основании расчетов, выполненных специалистами ФГБНУ «ПИНРО» и поддержанными ФГБНУ «ВНИРО», рекомендуется увеличить ОДУ на 1,43 тыс. тонн — до 9,94 тыс. тонн. Также предлагается увеличить ОДУ травяной креветки и краба синего в Восточно-Сахалинской подзоне.
Принятые решения закреплены в итоговом протоколе. Утвержденные цифры, согласно регламенту, будут размещены для общественного обсуждения, после чего материалы, обосновывающие ОДУ на 2018 год и корректировки на 2017 год, пройдут процедуру государственной экологический экспертизы.