Предварительные итоги строительства рыбопромысловых судов на российских верфях по программе инвестиционных квот подвели на заседании рабочей группы, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. В рабочей встрече приняли участие представители Правительства и ТПП Санкт-Петербурга, АО «Объединенная судостроительная корпорация», конструкторских бюро, производители оборудования и рыбопромышленники.
Начиная с 2017 года для обновления производственных мощностей рыбопромышленной отрасли реализуется механизм государственной поддержки в виде предоставления инвестиционных квот на строительство судов на отечественных верфях и береговых рыбоперерабатывающих комплексов в приморских регионах. В рамках реализации программы инвесквот уже заключены договоры на строительство 43 рыбопромысловых судов с общим объемом привлекаемых инвестиций более 166 млрд рублей.
«К строящимся судам, спроектированным ведущими мировыми проектными бюро, предъявляются высочайшие технические и эксплуатационные требования. Отечественная рыбная промышленность в ближайшие годы получит современный, оснащенный самым передовым оборудованием флот, способный вывести отрасль на качественно новый уровень. Впервые с начала 90-х годов российские судостроители заключили контракты на строительство целых серий судов. Можно сказать, что сегодня практически с нуля возрождается рыбопромысловое направление судостроительной отрасли», – сказал Петр Савчук.
Вместе с тем заместитель руководителя Росрыболовства отметил проблемы, с которыми столкнулись верфи, что привело к смещению сроков в графиках строительства судов.
«Предлагаю подвести промежуточные итоги реализации инвестиционных проектов, а также обсудить оперативное урегулирование проблем, возникающих у верфей, конструкторов и заказчиков в ходе реализации строительства», – сказал Петр Савчук.
При этом потенциал обновления рыбопромыслового флота еще очень велик. Стимулом для дальнейших инвестиций в строительство судов должен стать еще один инструмент государственной поддержки.
Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий субсидирование до 30% от стоимости строительства средне- и малотоннажных судов для промысла объектов, для которых не устанавливается общий допустимый улов, или малоценных водных биоресурсов, таких как азовская хамса, каспийская килька, балтийский шпрот, сардина иваси и некоторые другие.
По оценке Росрыболовства, для замены флота по этой программе необходимо построить не менее 100 новых судов. Основная часть (около 60) будет построена для замены выбывающего из строя флота для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Петр Савчук отметил, что Росрыболовство будет инициировать поправки в документ для распространения субсидирования на суда для аквакультуры и транспортно-рефрижераторные суда. По оценкам Агентства, для Дальнего Востока необходимо около 10 транспортов, для Севера – три судна.
Участники обсудили реализацию инвестпроектов на верфях АО «Объединенная судостроительная корпорация». С докладом выступил директор департамента гражданского судостроения ОСК Игорь Шакало.
На четырех заводах корпорации размещена основная часть заказов на строительство 36 рыбопромысловых судов с общим бюджетом около 150 млрд рублей, из них десять – на заводе ПАО «Адмиралтейские верфи», восемь – на ПАО «Выборгский судостроительный завод», 14 – на ПАО «Северная верфь», а также четыре судна – на АО «Прибалтийский СЗ «Янтарь».
ОСК уже завершила строительство двух 50-метровых траулеров-сейнеров серии из трех судов для РК им. В.И. Ленина на верфи АО «Прибалтийский СЗ «Янтарь». Еще пять судов предприятиями ОСК спущены на воду для окончательной достройки.
На верфях ОСК идет строительство 20 судов с разной степенью готовности. Строительство еще 15 будет начато до конца 2021 года.
В рамках заседания также рассмотрели вопросы локализации и импортозамещения при строительстве рыбопромысловых судов на отечественных верфях.
Подводя итоги, Петр Савчук отметил, что приемка траулеров будет происходить быстрее, чем ожидалось, и подчеркнул, что необходимо акцентировать внимание на качестве.
«Мы должны строить современные суда, чтобы они работали эффективно, и, главное, обеспечивали уровень безопасности и хорошие условия для рыбаков», – сказал заместитель руководителя Росрыболовства.