Имортозамещение 09.06.2017

Российские ученые создали технологии для эффективной добычи сайры и сардины

Специалистов ТИНРО-Центра и их коллеги из конструкторского бюро «Геоток» представили разработки на семинаре во Владивостоке, посвященном промыслу пелагических видов рыб. Представители отраслевой науки, образования и рыбной промышленности, встретились на базе ООО «Приморрыбснасть» для обсуждения возможностей применения нового светового оборудования, направлений технической модернизации способов добычи и строительства новых специализированных судов.

Научный сотрудник ТИНРО-Центра Юрий Еремин продемонстрировал образец разработанного учеными светового оборудования для промысла сайры. Люстра оснащена сразу двумя типами ламп – светодиодными и кварцево-галогеновыми – с возможностью регулировки напряжения и световой температуры. Такая технология позволяет создавать комбинированное освещение (световой коктейль) или, при необходимости, включать только один тип ламп. Проведенные предварительные испытания показали, что реакция сайры на световой коктейль лучше, чем на обычное освещение.

Отечественная разработка может оказаться полезной для рыбаков, работающих в условиях жесткой конкуренции иностранного флота в исключительной экономзоне Российской Федерации. Юрий Еремин отметил, что используемое световое оборудование на судах иностранного флота обладает большой мощностью, однако его эксплуатация требует и очень высоких энергозатрат. Расход энергии на разработанную дальневосточными специалистами люстру в десятки раз ниже. Это световое оборудование может быть использовано не только на помысле сайры, но и для лова сардины, кальмаров и даже скумбрии и ставриды. Ученые уже получили патент, но не имеют возможности самостоятельно провести экспериментальные работы на собственных судах, поэтому выполнить их можно только с участием рыбопромышленников на промысловых судах.

Специалисты рассказали о возможностях использования ассиметричной бортовой сайровой ловушки. По словам ведущего научного сотрудника ТИНРО-Центра профессора Михаила Мизюркина, прошедшие испытания аналогичной конструкции на НИС «Профессор Леванидов» дали положительные результаты. Эффект подсушки уменьшает ручной труд, что сокращает цикл лова минимум на 20-30 %. Выполненные экспериментальные работы показали, что проблемы с использованием ловушки не возникнут и на судах другого типа.

Конструкция ловушки уже получила патент, способ лова с ее использованием находится в стадии патентования.

У специалистов института есть патент и на более масштабный и амбициозный проект – судно с гидроканалом, что позволяет перейти к бессетевому промыслу сайры. «Улов предполагается заводить в гидроканал и рыбонасосом подавать его на обработку, – отметил Михаил Мизюркин. – Это позволит добиться минимальной травмируемости рыбы».

Ранее рыбаки озвучили возникающую на промысле сардины проблему: при поднятии тралового мешка на палубу травмируемость сардины в улове достигает 30%. Соответственно, у судна с гидроканалом даже при использовании тралового мешка этой проблемы не будет с уловами любой величины. Такую конструкцию очень перспективно использовать на промысле криля. Остойчивость судна при такой измененной промысловой схеме значительно повышается даже при взятии улова. Также Михаил Мизюркин перечислил дополнительные возможные варианты модернизации судна с гидроканалом для работы с различными объектами.

В настоящее время активно идет работа ученых ТИНРО-Центра в сотрудничестве с КБ «Вымпел» (Нижний Новгород) и Дальрыбвтузом.

Обсуждая возможности кошелькового промысла, директор ООО «Приморрыбснасть» Ирина Родионова отметила, что возможность изготовления кошельковых неводов есть, мастера владеют навыками их производства. С другой стороны, важно, чтобы у трал-мастеров была достаточная квалификация и опыт работы с ними непосредственно в море. Этой теме была посвящена заключительная часть семинаров, проходившая в Дальрыбвтузе. Участники обсудили практику и возможности использования программно-аппаратных комплексов для поиска скоплений, анализа и тренинга по облову пелагических видов рыб. Также собравшихся ознакомили с достижениями и новыми разработками в области гидролокационного оснащения судов и гидроакустических комплексов.

 


Поделиться в социальных сетях: