Имортозамещение 30.03.2017

В России может появиться «Дорожная карта» создания российских ТСК для маломерных судов

В Росрыболовстве на расширенном совещании обсудили вопросы оснащения маломерных судов техническими средствами контроля (ТСК). Встречу провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. В обсуждении приняли участие представители Росрыболовства, Минсельхоза России, Минтранса России, Росморречфлота, Минпромторга, ФСБ России, ФГБУ «ЦСМС», АО «Спутниковая система «Гонец», ФГУП «Морсвязьспутник».

Создание системы мониторинга маломерных судов на промысле включено в план мероприятий по оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов от 22 ноября 2016 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Аркадием Дворковичем. Минсельхозу России совместно с Минтрансом России, ФСБ России и Росрыболовством поручено подготовить доклад в Правительство России по вопросу оснащения маломерных судов рыбопромыслового флота ТСК.

В соответствии с отраслевым законодательством ТСК в обязательном порядке устанавливаются на суда с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн. Таким образом, маломерные суда, не подпадающие под требование закона, не должны быть оснащены ТСК в обязательном порядке.

Вместе с тем, суда и транспортные средства, используемые в любое время суток в пределах участков внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей также должны оснащаться ТСК. Это приказ ФСБ России от 15 октября 2012 года «Об утверждении Правил пограничного режима».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязательным аварийно-спасательным оборудованием для маломерного флота являются только спасательные жилеты, фальшфейеры и спасательные круги, что категорически недостаточно для проведения в кратчайшие сроки поисково-спасательных работ.

«Сейчас проблема соблюдения правил безопасности на промысле маломерных судов стоит очень остро, к сожалению, есть несчастные случаи с человеческими жертвами», – отметил Петр Савчук.

При этом в настоящее время на техвооружении флота отсутствует бюджетное и компактное оборудование, способное выполнять функции ТСК маломерных судов в морской среде и при этом недорого обеспечивать непрерывность и некорректируемость передаваемых данных.

Как отметили на заседании, система должна обеспечивать решение следующих задач: сохранение водных биоресурсов и противодействие ННН-промыслу (Росрыболовство, Пограничная служба ФСБ России); пограничный контроль (ПС ФСБ России); портовый контроль (Минтранс России); обеспечение безопасности мореплавания и спасания человеческой жизни (МЧС России).

Вместе с тем использование системы не должно нести повышенные расходы бюджета Российской Федерации и судовладельцев. Как отметил в докладе заместитель начальника Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Анатолий Дубник, стоит задача минимизировать стоимость устройства и передаваемых данных. При этом необходимо соблюсти требования к ТСК: протоколы обмена должны быть унифицированы и открыты, для того чтобы все производители устройств мониторинга смогли начать выпуск изделий, что приведет к снижению стоимости устройств. При этом не должно быть возможности корректировки данных ТСК. В число обязательных характеристик также входит устойчивость к агрессивной морской среде, положительная плавучесть и автономное электропитание в течение не менее 48 часов.

Дискуссия развернулась вокруг возможности обеспечения системы мониторинга именно отечественной спутниковой системой «Гонец». Сейчас оборудование, предлагаемое «Гонцом» дорогостоящее и громоздкое для маломерного флота. В то же время потребность в оснащении компактным и функциональным недорогим комплектом ТСК очень высока.

Начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга системы рыболовства и связи» Артем Вилкин отметил, что сейчас есть два бюджетных варианта ТСК отечественного производства, которые отвечают обозначенным требованиям (начальная цена 22 тыс. рублей и 35 тыс. рублей) и ЦСМС готовы приступить к их тестированию.

По итогам совещания решено подготовить проект доклада в Правительство с предложениями по ТСК для маломерного флота, провести совещание на площадке Минпромторга с привлечением профильных департаментов для разработки нового востребованного на рынке продукта российского производства с формированием «дорожной карты» по его созданию и внедрению, одновременно провести тестирование уже существующих аналогов.

Кроме того, будут подготовлены предложения по внесению поправок в отраслевое законодательство и нормативные акты для усовершенствования мониторинга на промысле.

 


Поделиться в социальных сетях: