Россия — единственная страна в мире, создавшая и эксплуатирующая ледоколы с атомной энергетической установкой. Эти могучие корабли стали настоящими покорителями суровой Арктики. Без них сегодня невозможно представить ни бесперебойную навигацию на Северном морском пути, ни освоение природных богатств арктического шельфа.
Текст: Антон Костин, фото: Росатомфлот
Первый в мире
История атомного ледокольного флота России началась в середине прошлого века. Решение Совета министров СССР о создании ледокола с атомной энергетической установкой для Северного морского пути было принято в ноябре 1953 года. Проект уникального корабля, получивший номер 92, разрабатывался в крайне сжатые сроки ленинградским ЦКБ-15 (с 1966 года — ЦКБ «Айсберг») под руководством главного конструктора В.И. Неганова.
Постройка ледокола началась на ленинградском заводе имени А. Марти (ныне объединение «Адмиралтейские верфи») в конце 1955-го, официальная закладка состоялась 25 августа следующего года. Множество новаторских решений порождало массу технических и технологических проблем, тем не менее, работы продвигались быстро, и 5 декабря 1957 года первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой было спущено на воду. К тому времени ледокол проекта 92 получил имя «Ленин». 6 августа 1959 года состоялся запуск первого реактора, а 3 декабря был подписан приемный акт. В мае следующего года ледокол прибыл в порт приписки Мурманск.
Паропроизводящая установка судна включала три реактора ОК-150 — несмотря на то, что было достаточно тепловой мощности лишь одного из них (90 МВт). Но в те годы атомная энергетика еще делала первые шаги, надежность новой сложной техники была трудно предсказуемой, и трехкратный запас мощности не казался чрезмерным.
Реакторы ОК-150 относятся к «водо-водяному» типу: вода в них является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов. Вода циркулирует по двум независимым контурам. Через активную зону реактора прокачивается теплоноситель первого контура — вода высокой степени очистки, которая нагревается до температуры более 300о С, но не превращается в пар, так как находится под давлением. В парогенераторе она нагревает воду второго контура, превращая ее в рабочий перегретый пар. Последний вращает турбины электрогенераторов; вырабатываемый ими ток поступает на три гребных электродвигателя. Мощность среднего электродвигателя — 19 600 л.с., бортовых — по 9800 л.с.
Для улучшения ледопроходимости носовой оконечности корпуса была придана новая форма, отработанная на моделях в ледовом бассейне, а сам ледокол оснащен креновой и дифферентной системами. Корпус был разделен 11-ю водонепроницамыми переборками на 12 отсеков; непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых двух из них. Особое внимание уделялось прочности корпуса, причем конструкторами рассматривались варианты повреждений не только от сжатия льдом, но и от столкновений или посадки на мель. По расчетам, даже если ледокол будет протаранен судном водоизмещением в 11 тысяч тонн, и удар придется в борт под прямым углом, реакторный отсек не пострадает.
Важно отметить, что условия обитаемости на первом ледоколеатомоходе для своего времени были очень и очень комфортабельными. Одно- и двухместные каюты с отделкой из ценных пород дерева, музыкальный салон с роялем, библиотека, кинозал, сауна, курительный салон — все это у советских моряков, не привыкших к такой роскоши, вызывало восхищение.
«Ленин» стал предметом национальной гордости, одним из символов достижений страны — наряду с запуском первого спутника и полетом в космос первого космонавта. Неудивительно, что на судне в первые годы его эксплуатации, начиная с периода испытаний, побывало множество разных знаменитостей — вплоть до вице-президента США Ричарда Никсона и кубинского лидера Фиделя Кастро.
Создание первого атомного ледокола — это результат труда не только судостроителей, но и сотен тысяч представителей других специальностей, сумевших в рекордные сроки создать его уникальную «начинку». Так, атомную установку изготовил машиностроительный завод в Горьком, судовые турбины — Кировский завод, главные генераторы и гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила». Всего в создании судна участвовало более 500 различных организаций — проектных, производственных, научно-исследовательских и других.
Ледокол «Ленин» открыл новую страницу в освоении Крайнего Севера, поскольку имел неограниченный район плавания и был независим от бункеровочных баз. Его появление позволило в три раза повысить скорость проводки судов по Северному морскому пути и на два месяца увеличить продолжительность полярной навигации.
В ходе эксплуатации выявились и недостатки ледокола. Самыми серьезными из них оказались недостаточная надежность и низкая ремонтопригодность главных механизмов. Поэтому после аварии реактора, произошедшей в 1967 году, было принято решение заменить атомную паропроизводящую установку — благо, уже существовал новый ее проект, разработанный для ледоколов второго поколения.
Модернизация атомного ледокола «Ленин» по проекту 92М проводилась на заводе «Звездочка» в Северодвинске с декабря 1967 по май 1970 года. Вместо трех реакторов ОК-150 были установлены два реактора ОК-900. Повысившаяся паропроизводительность привела к увеличению скорости ледокола — несмотря на выросшие водоизмещение и осадку.
После капитальной перестройки «Ленин» проработал еще 30 лет и был выведен из эксплуатации только в 1989 году. Новая энергетика зарекомендовала себя с наилучшей стороны — никаких значительных ЧП с ней больше не случалось. Всего за период своей службы легендарный ледокол оставил за кормой 654 400 миль (30 экваторов Земли!) и провел в арктических льдах более 3700 судов. Ныне он превращен в музей и находится на вечной стоянке в Мурманске.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба». Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/