Ветеран Керченского производственного объединения «Керчьрыбпром», орденоносец Сергей Алексеевич Иващенко прошел Великую Отечественную войну «от звонка до звонка», с первого ее дня до последнего. Он — участник героической обороны Севастополя, многочисленных боевых походов по Черному морю. А еще он стал родоначальником рыбацкой династии: по его стопам пошли и сын, и внук…
Текст: Антон Костин
Сергей Иващенко родился в Керчи 21 августа 1920 года в рабочей семье. После окончания школы он получил хорошую профессиональную подготовку в ФЗУ (школе фабричнозаводского ученичества), а затем в 1938-1939 годах работал учеником слесаря на Керченском металлическом заводе имени Войкова. В начале 1940-го стал машинистом молота, а в июле того же года был принят на работу в Керченскую моторно-рыболовную станцию. В должности слесаря-электрика он занимался ремонтом рыболовных судов.
Осенью 1940 года Иващенко призвали на военную службу и определили на флот. Он успешно заканчивает Севастопольскую школу оружия учебного отряда Черноморского флота и получает воинскую специальность торпедиста-электрика. Затем –служба на сторожевом корабле «Шквал». Краснофлотец Иващенко сразу зарекомендовал себя отличным моряком и грамотным специалистом, и через несколько месяцев его направляют на курсы младших командиров. Но осуществиться мечте стать морским офицером было не суждено…
Севастополь подвергся вражеской воздушной атаке одним из первых. На рассвете 22 июня 1941 года на город посыпались бомбы, в ответ загрохотали зенитки. Война прервала мирную жизнь и в одночасье нарушила все планы.
Сергея Иващенко перевели в минно-торпедную партию Черноморского флота — там была острая нужда в квалифицированных специалистах. Он в основном занимался ремонтом и обслуживанием торпедных аппаратов подводных лодок. Но обстановка на сухопутном фронте быстро менялась, враг рвался вперед. Когда возникла угроза Москве, для ее обороны начали формировать морские бригады, и Иващенко уходит добровольцем в морскую пехоту. Однако до столицы он не добрался — его как востребованного специалиста с полпути возвращают в Севастополь.
Тем не менее, повоевать в составе морской пехоты ему все же довелось. В начале ноября бои шли уже на внешних рубежах обороны главной базы Черноморского флота. Началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся до июля 1942 года. Краснофлотец Иващенко готовит боевые средства, в составе 8-й морской бригады участвует в подрывных работах. Незадолго до падения города-крепости подразделение, в котором он служит, получает приказ покинуть Севастополь. На борту крейсера «Красный Крым» Иващенко переходит в Батуми. Там он получает назначение на быстроходный тральщик «Гарпун», на котором будет служить до конца войны.
Тральщик стоял в ремонте — в июне, находясь в Севастополе, он был сильно поврежден немецкой авиацией. Иващенко принимал активное участие в его восстановлении — тут пригодился опыт слесаря-электрика, когда он занимался ремонтом рыболовных судов в Керчи. В январе 1943 года «Гарпун» снова вошел в строй Черноморского флота. И сразу же включился в тяжелую боевую работу.
В феврале «Гарпун» эскортировал санитарный транспорт «Львов» при переходе из Поти в Геленджик, затем ходил в дозор к мысу Чауда. Позже сопровождал транспорты, в том числе «Тракторист», «Райкомвод», «Интернационал», «Стахановец», танкеры «Москва», «Иосиф Сталин» и «Вайян Кутюрье», при этом неоднократно отражал налеты вражеской авиации. Например, жаркий бой разгорелся 22 мая 1943 года. В этот день конвой (транспорт «Интернационал», тральщики «Гарпун», «Мина» и сторожевой катер СКА-041), шедший из Туапсе в Геленджик, атаковали 17 немецких бомбардировщиков под прикрытием 7 истребителей. Тральщик «Мина» получил тяжелые повреждения, катер СКА-041 затонул. «Гарпун» пострадал меньше: все пробоины в его бортах были выше ватерлинии, потери в экипаже — один убитый и 9 раненых. В транспорт попали две бомбы, но его все же удалось спасти и привести на буксире в Туапсе.
Еще более массированный налет состоялся 26 июня. Тогда танкер «Иосиф Сталин» в районе Адлера атаковали 36 вражеских бомбардировщиков. Но на сей раз у танкера было мощное прикрытие: его сопровождали сторожевой корабль «Шторм», тральщики «Гарпун», «Искатель», «Трал» и три сторожевых катера, а в небе над ним кружили 38 наших истребителей и 4 гидросамолета МБР-2. Немецкие летчики не ожидали встретить столь сильное сопротивление и, не добившись никаких успехов, повернули назад, потеряв 6 самолетов.
С середины 1943 года на Черном море все активнее проявляют себя гитлеровские подводные лодки. Самой желанной целью для них становятся советские танкеры — перевозка топлива имела важнейшее значение и для армии, и для флота.
В августе тральщик «Гарпун», сопровождая танкер «Стахановец», на переходе Туапсе — Батуми обнаружил перископ вражеской субмарины и немедленно открыл огонь из 37-мм автоматов. Лодка ушла на глубину — ее атака была сорвана.
Настоящую охоту немцы устроили за танкером «Иосиф Сталин». 27 сентября его пыталась атаковать подводная лодка, но мощный эскорт, в который входил и «Гарпун», отогнал ее артиллерийским огнем и глубинными бомбами.
Новое покушение на танкер «Иосиф Сталин» состоялось 1 ноября. На сей раз неприятелю удалось выпустить две торпеды, но те не достигли цели. «Гарпун» и другие корабли эскорта не позволили врагу выйти в повторную атаку.
Тем не менее, попытки уничтожить танкер не прекращались. 16 ноября «Иосиф Сталин» в сопровождении сторожевика «Шквал», тральщиков «Взрыв», «Гарпун», «Трал» и четырех катеров совершал переход Батуми — Туапсе. Неожиданно внутри ордера была обнаружена рубка подлодки. Атака «Гарпуна» артиллерией и глубинными бомбами временно загнала лодку на глубину. Однако некоторое время спустя были замечены следы трех торпед. К счастью, все они прошли мимо.
На следующий день конвой почти в том же составе вышел в обратный путь и в районе Лазаревского снова подвергся атаке из-под воды. Две торпеды попали танкеру в носовую часть с правого борта. Несколько членов команды «Иосифа Сталина» получили легкие ранения. Вспыхнул пожар, но его удалось быстро погасить, танкер сохранил ход и самостоятельно прибыл в пункт назначения.
А вот аналогичный рейс танкера «Вайян Кутюрье» закончился трагически. Несмотря на сильный эскорт (БТЩ «Взрыв», «Гарпун», «Трал», «Арсений Расскин» и 10 морских охотников), немецкая подводная лодка сумела незаметно приблизиться к цели и добилась попадания одной торпеды в кормовую часть судна. Танкер начал тонуть; с него тральщики и катера спасли 60 человек, погибли четверо. Из-за сложных погодных условий спасательные работы непроводились, и «Вайян Кутюрье» затонул на глубине 50 метров.
В феврале 1944 года тральщики «Гарпун», «Трал» и «Арсений Расскин» приняли участие в оказании помощи подлодке «М-120», у которой вышел из строя вертикальный руль. Из-за плохой погоды поиски долго были безуспешными. Аварийную «малютку» удалось обнаружить во второй половине дня 24 февраля, причем, первым увидел ее впередсмотрящий тральщика «Гарпун» Сергей Иващенко. Лодку «М-120» пытался буксировать «Гарпун», но вскоре налетела снежная буря, ветер достиг силы 11 баллов. Буксир оборвало, а у «Гарпуна» одновременно вышли из строя двигатели и радиостанция. Штормовые повреждения получил и БТЩ «Трал». Было принято решение: М-120 лечь на грунт и пережидать шторм, а тральщикам вернуться в Поти. Но несмотря на все трудности, лодку спасли: 26 февраля ее привели на буксире в базу.
Вот фрагмент из наградного листа краснофлотца Сергея Иващенко: «18 марта 1943 года в районе мыса Пицунда, при конвоировании транспорта «Райкомвод», налетела группа самолетов противника «Ю-88». Иващенко, будучи в пулеметном расчете, точным огнем из пулеметов сбил с боевого курса самолеты противника, чем вынудил их сбрасывать бомбы преждевременно. В этом бою Иващенко показал образцы мужества и храбрости, одновременно увлекая за собой остальных краснофлотцев.
В марте этого же года при конвоировании танкера «Москва», который был торпедирован ТК (торпедными катерами — ред.) противника, в результате чего возник пожар на танкере, Иващенко принимал участие в спасении людей с танкера «Москва».
12 июля 1943 года в районе мыса Адлер, при конвоировании танкера «Сталин», в котором участвовал БТЩ «Гарпун», на конвой налетели 2 группы эшелонами по 12 «Ю-88». Иващенко интенсивным пулеметным огнем поражал самолеты противника в момент выхода из пике.
В мае 1944 года БТЩ «Гарпун» получил боевое задание командующего флотом принять на борт в порту Новороссийск торпеды и доставить их в порт Ялта для 1-й бригады торпедных катеров. Иващенко показал образцы смекалки при погрузке и размещении торпед на борту БТЩ в порту Новороссийск, а также при выгрузке без всяких приспособлений в точке назначения на открытом рейде непосредственно на торпедные катера.
В мае 1944 года БТЩ «Гарпун» получил вторично боевое задание из порта Новороссийск в порт Ялту доставить бензин в бочках. И здесь Иващенко показал образцы морской выучки и сообразительности при погрузке и выгрузке бензина в порту назначения на открытом рейде на мотоботы и мотобаркасы».
В сентябре 1944 года боевые действия на Черном море закончились, но тральщиков это не касалось. Для них опасная боевая служба продолжалась еще не один год, ведь предстояло очистить от мин огромные акватории. В частности, «Гарпун» осуществлял траление рейдов и фарватеров в районе Феодосии. В 1945 году он был оснащен электромагнитным тралом и под новым тактическим номером «ЭМТЩ-409» продолжал разминирование акватории в Керченском проливе.
Сергей Иващенко демобилизовался в 1947 году и вернулся на родное предприятие, откуда был призван на военную службу. Он вновь занимается ремонтом промысловых судов, в 1952 году становится мастером электроцеха Керченской МРС. Затем — учеба во Всесоюзном заочном индустриальном техникуме в Москве, работа в должности инженера-электрика.
Но настоящий моряк на берегу чувствует себя неуютно, и Сергей Иващенко решает снова вернуться в родную стихию. Но не в военный флот, а в рыболовный. В июле 1958 года он становится электромехаником новейшего БМРТ «Жуковский». И вскоре уходит в дальнее плавание — в Южную Атлантику. Поговорка «рыбак — дважды моряк» применительно к нашему герою приобрела особый, двойной смысл.
Подтверждение правильности выбранного Сергеем Алексеевичем пути — это желание потомков следовать по его стопам. Рыюацкую династию продолжили сын Александр Сергеевич и внук Роман Александрович. В былую славу Керчи как южной рыбацкой столицы внесла свой вклад и трудовая династия Иващенко.