Текст: Сергей Сибиряк
В Санкт-Петербург 25 сентября прибыл атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», который доставил мороженую рыбу с Камчатки — 206 рефрижераторных контейнеров, общим весом пять с половиной тысяч тонн. Весь путь занял порядка 17 суток. В этом году это единственный рейс, и он был организован по поручению президента России Владимира Путина, чтобы проработать вопрос о снижении затрат на перевозку рыбы с Дальнего Востока. Если бы «Севморпуть» ходил бы регулярно в течение года, то он смог бы перевезти порядка 100 тысяч тонн рыбы.
Губернатор Камчатки Владимир Солодов в этот же день по видеосвязи рассказал президенту, что в следующем году совместно с Росатомом планируется сделать уже 4 рейса.
«Решаем с Росатомом организационные вопросы, главный из них — это обратная загрузка, — объяснил Владимир Солодов. — Хочу подчеркнуть, что она позволит нам удешевить доставку грузов не только на Камчатку, но и на Чукотку, на Магадан, на Сахалин и тем самым подступиться к решению того значимого вопроса, который Вы обозначали на встрече, по сокращению стоимости жизни, дороговизны жизни на Дальнем Востоке, на Камчатке».
Предполагается, что рыбу будет доставлять не только атомный лихтеровоз, но и другие рефрижераторные суда.
Преимущество доставки рыбной продукции по СМП отмечают многие руководители и эксперты.
«Это и удешевление стоимости доставки продукции, и независимость компаний в период больших подходов тихоокеанских лососей, когда кратно возрастает загрузка портовых холодильных мощностей Владивостока, и сокращение сроков доставки продукции. Еще более важный вопрос — сохранение качества продукции, без лишних перегрузов из трюма в вагон. Поэтому, по нашей оценке, в настоящий момент имеется возможность резкого увеличения объема перевозимой по Северному морскому коридору рыбной продукции», — говорит министр рыбного хозяйства Камчатки Андрей Здетоветский.
В этом году прошло уже три крупных совещания с участием первых лиц государства по решению вопросов перевозки грузов по СМП. Камчатка заявила о готовности отправить по этому транспортному коридору на запад 250–300 тысяч тонн рыбы, а непосредственно во время летне-осенней рыбной путины — не менее 50–60 тысяч тонн. В целом, в крае в 2019 году произвели 1,2 млн тонн рыбной продукции, из них почти 900 тысяч тонн пошло на внутрироссийское потребление в центральные районы страны, что создает хорошие предпосылки для проекта.
Потенциал действительно есть, поэтому по Северному морскому пути рыбаки уже неоднократно пытались везти рыбу самостоятельно. Помимо всего прочего, к этому их вынуждала хроническая забитость в сезон холодильных мощностей во Владивостоке, откуда железнодорожные пути ведут в европейскую часть страны, и, в принципе, короткое время прохождения маршрута по сравнению с путем через Суэцкий канал. Идти же через канал — это порядка 40 суток.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба». Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/