Он не был плотником или инженером, но именно его называют отцом российского и советского кораблестроения. Алексей Николаевич Крылов измерил океан, подсчитал волны и математически описал моря. Он прославился тем, что заложил фундамент, на котором и сегодня стоит целая отрасль. Крылов создал современную теорию корабля и написал основополагающие труды по строительной механике судов, внес неоценимый вклад в развитие математики, механики и компасного дела.
Алексей Николаевич родился в Ульяновской области — регионе, далеком от моря. Но вода как будто сама манила его, и когда Крылову исполнилось девять, его семья на два года переехала в портовый французский город Марсель. Там в частном пансионе он выучил французский язык и познакомился с арифметикой. По возвращении на родину отец будущего кораблестроителя занялся коммерческой деятельностью, которая предполагала постоянные разъезды. Так следующими остановками семьи Крылова стали другие порты: Рига, Севастополь и кузница кадров среди моряков и корабельщиков — Санкт-Петербург.
С Петрограда Крылов начал свой путь к морю — прибыв в город, он поступил в Морское училище, которое закончил с отличием в 1884 году.
За годы учебы сдружился с сыном Дмитрия Менделеева Владимиром. Знакомство оказалось в определенной степени судьбоносным для Крылова: по идеям Менделеева в Петербурге был построен Морской Опытовый бассейн, которым в начале 1900-х и руководил Алексей Крылов. В бассейне испытывали новые модели судов и подводных лодок, в том числе первой отечественной подводной лодки «Дельфин» и ледокола «Ермак». Крылов заведовал испытаниями плавучести кораблей и проверял влияние качки на меткость стрельбы военных судов. На базе этого испытательного центра позднее был создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова (Крыловский государственный научный центр).
К кораблестроению Крылов подошел обстоятельно, изучать его начал с азов — с компасного дела. В Морском училище он освоил теорию магнитных компасов и сразу после выпуска вопреки ожиданиям коллег отверг предложение о кругосветном путешествии и устроился на работу в компасную часть Главного гидрографического управления. В стенах ведомства его первое исследование было посвящено уничтожению девиации магнитных компасов (отклонение компаса под влиянием железа на судне). Когда работа была опубликована, Крылову было не больше 23 лет.
Алексей Крылов является автором свыше 300 статей и книг. Около 100 из них посвящены теории кораблестроения.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/