В Москве и Санкт-Петербурге прошли «Рыбные недели». Помимо ярмарочного куража, праздничного настроения и объективно больших объемов проданной рыбы и морепродуктов эти фестивали должны были ответить на вопрос: насколько эффективно работает импортозамещение в рыбной отрасли? Текст: Антон Белых.
Не секрет, что в некоторых сферах экономики слово «импортозамещение» остается просто пиар-ширмой для красивых отчетов чиновников. Зачастую по объективным причинам. Ну не всегда и не везде мы можем производить сами то, что десятилетиями закупали за рубежом. В рыбной отрасли все предпосылки к замене импорта есть. Но здесь мало волевым решением убрать «чужой» товар с полок и заменить его «своим». Нужно показать покупателю дорогу к продукту — и наоборот.
В Санкт-Петербурге «Рыбная неделя» проводилась впервые. У Москвы уже был опыт прошлогоднего рыбного фестиваля, и в этом году в Белокаменной организация ярмарки была на порядок лучше. И дело здесь не только в общем увеличении числа торговых точек, которые были размещены равномерно практически по всему центру Москвы. И даже не в ярких информационных поводах вроде огромной ухи, которую сварили для всех желающих в котле на 350 литров на Кузнецком Мосту.
Дьявол, как известно, кроется в деталях. Год назад многие рынки и супермаркеты просто не знали, как красиво подать бренд «Русская рыба», под которым проводятся «Рыбные недели». Ну не изымать же из оборота на неделю всю импортную продукцию, которая, по словам руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Алексея Немерюка, составляет примерно 30% от всего объема продаваемых в столице рыбы и морепродуктов. Вот и приходилось порой видеть, как на стене супермаркета гордо висел плакат с «Русской рыбой», а под ним лежали селедка с Фарерских островов, чилийский сибас и дорадо из Турции.
В этом году все сделали тоньше и мудрее. Возьмем известную блинную сеть, которая располагается на фуд-корте каждого крупного торгового центра. В постоянном ассортименте у них всегда есть блины с семгой. Чья семга — не написано, да и не суть важно. Блины с семгой остались, зато в рамках «Рыбной недели» к ним добавились блины с селедкой, скумбрией и масляной рыбой. Примерно по той же цене, что и с семгой, чуть больше 200 рублей. У покупателей появился выбор, очень многие решили попробовать что-то новое и остались довольны. Особенно блинами с селедкой. Продавцы сказали, что если им будут продолжать поставлять эту рыбу, то они оставят эти блины в постоянном ассортименте, поскольку расходятся они хорошо.
На столичных рынках блины не пекут, а в основном специализируются на шаурме, чебуреках и лепешках. Так вот, один из восточных кулинаров попробовал испечь самсу с мурманской треской. Прямо в своем тандыре на рынке. Его никто об этом не просил, эта акция не была запланирована в рамках «Рыбной недели». Он просто увидел рекламу, развешанную по всему рынку, и сам захотел так сделать. Просто взял пару рыбин в соседнем отделе, испек и продал всю партию пирожков за час по цене 80 рублей за одну самсу. Людям просто понравился новый вкус, а продавец тем временем уже задумался о хачапури с килькой. Сказал, что сырье недорогое, а томатный соус от консервов вполне заменит кетчуп. Будет как пицца с морепродуктами, только на восточный манер.
На рынке вообще торгует народ креативный. Не беда, что половина продавцов имеет весьма слабое понимание о происхождении своего товара. Зато все можно попробовать, и зачастую это является не худшим вариантом проверки качества. В прошлом году на «Рыбной неделе» рынки продавали все подряд. На них и сейчас не стали разграничивать ассортимент, зато придумали, как заинтересовать покупателя рыбной тематикой. Например, устроили для детей соревнования по рыболовству, используя для этого свои же аквариумы с живой рыбой. На одном из рынков на юге Москвы дети с радостными воплями, перекрикивая даже голосистых торговок укропом, вынимали сачком карпов, а их довольные родители с радостью оплачивали улов. В итоге карп, который до ярмарки ходовым товаром на этом рынке никогда не считался, был раскуплен всего за день. Карп был подмосковным, хотя в данном случае это было не принципиально. Важно, что дети почувствовали интерес к рыбе. И как к объекту ловли, и как к продукту.
Вообще, если говорить о самых продаваемых видах рыб, то в Москве в лидерах были селедка, корюшка и барабулька. Причем по любви к корюшке москвичи если не переплюнули питерцев, то стали составлять им серьезную конкуренцию. Черноморская барабулька стала частым гостем на прилавках только после возвращения Крыма, за два года ее распробовали, а селедка всегда была нашим национальным блюдом. Если же говорить о деликатесах, то лидером продаж стали российские устрицы, своеобразный символ успешного импортозамещения в сегменте люкс. Их успешно выращивают в том же Крыму и в других местах на черноморском побережье.
Кстати, устриц и многое другое можно было приготовить и съесть, что называется, не отходя от кассы. На Пушкинской площади и на Кузнецком Мосту вовсю трудились профессиональные повара из ресторанов, пыхтели коптильни, шкварчали большие сковородки, в общем, интерактив бил ключом. Хитом продаж здесь, пожалуй, являлась копченая скумбрия, хотя и обжаренный гребешок на шпажке выглядел не менее аппетитно. Еще более аппетитно выглядели цены на все эти лакомства, которые были ниже средних по рынку примерно на 15%. Объяснялось это просто. Правительство Москвы не брало с рыбопроизводителей плату за торговые площади. Только привози свежую рыбу и продавай! Несложно было сделать вывод о том, сколько зарабатывают торговые сети.
В Питере проблема торговых наценок тоже актуальна, причем там систематическое удорожание рыбы вызывает еще больше нареканий во многом психологического характера: море-то в двух шагах. Понятно, что это не Дальний Восток, но своя балтийская рыба могла бы быть и подешевле, рассуждали в питерских очередях на «Рыбной неделе». О проблеме доступности рыбы говорили и на Петербургском международном экономическом форуме, который проходил в те же сроки, а его гости, в том числе и зарубежные, имели редкую возможность увидеть всю русскую рыбу в одном месте. И мало кто ушел с фестиваля без полных пакетов.
К сожалению, у каждого праздника есть одна плохая черта: рано или поздно он заканчивается. Поэтому практически на всех пресс-конференциях журналисты задавали один и тот же вопрос: как сделать так, чтобы «Рыбные недели» превратились в «рыбные месяцы» и «рыбные годы»? Возвращались к вечной теме возрождения еще советской сети рыбных магазинов «Океан». Может, это поможет сделать праздник повседневным?
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отвечал на этот вопрос предельно объективно. Сейчас у нас рыночная экономика, и государству нет смысла заниматься непосредственной организацией торговли и тем более создавать с нуля федеральную сеть специализированных рыбных магазинов, вступать в конкуренцию с крупными торговыми сетями, где и так большой рыбный ассортимент. Это прерогатива бизнеса, и он уже делает определенные шаги в этом направлении. Работают же в Москве специализированные магазины по продаже сахалинской красной икры, нерки, крабов и других доступных деликатесов. У них нет каких-то льгот и преференций, их эффективность определяет только рынок, и пока он доказывает правильность выбранного ими пути. Они нашли свою нишу. Точно так же ее могут найти производители высококачественных российских трески или минтая, зубатки или палтуса, сардины или мойвы.
Конечно, рыбу вообще, и отечественную в частности, надо популяризировать. И это тот случай, когда рыбаки, переработчики и продавцы должны объединять свои усилия. Например, организовывать совместные рекламные кампании рыбной продукции на телевидении. Удовольствие это не из дешевых: трехнедельная кампания на крупнейших федеральных каналах с трансляционным покрытием всей страны начинается с двух миллионов евро. В одиночку такое потянуть трудно даже крупным игрокам, но в складчину это будет вполне возможно. Могут же мясные гиганты день за днем предлагать нам с экрана свои сосиски «из натурального мяса». Конечно, потребитель понимает, что сосиски — это не рыба. В том плане, что в сосиску всегда можно положить меньше мяса и больше «не мяса», чтобы компенсировать затраты на рекламу, например. С рыбой такие фокусы не пройдут, но другого пути, скорее всего, нет.
Нельзя добиться взаимности от девушки, не разговаривая с ней о любви. Точно так же нельзя заставить человека купить нашу рыбу, если не рассказать ему о ее великолепном вкусе и пользе для здоровья. Пока что эту миссию успешно выполняют «Рыбные недели», которые уже успели полюбиться жителям двух столиц. Москвичам, кстати, повезло больше. Следующий рыбный фестиваль придет в Первопрестольную в сентябре, и его уже ждут с нетерпением. Но что делать тем, кто не в столице? Не организовывать же продуктовые туры в Москву, как в 80-е годы прошлого века! Хотя из Подмосковья вот уже ездят…