Еще год назад имя Матильда ассоциировалась в основном с культовым фильмом «Леон» Люка Бессона с Жаном Рено и Натали Портман в роли Матильды, маленькой девочки-подростка, которая решила стать киллером и отомстить за свою семью. Спустя год имя Матильда снова у всех на устах, но уже из-за одноименного фильма Алексея Учителя. Тренд есть тренд. Не углубляясь в нравственные нюансы относительно морального права художников заглядывать в спальню последнего русского царя, «Русская рыба» все же постаралась выяснить, какую роль во всей этой драматической истории могла играть рыба во всех ее ипостасях. И оказалось, что не последнюю.
Текст: Антон Белых
Николай II был потомственным рыбаком. Конечно, не таким одержимым, как его предшественник на троне Александр III, однажды изрекший: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». Николай больше котировал охоту, особенно на зубров в Беловежской Пуще. Да и вообще любил пострелять во все подряд: на уток охотился, на тетеревов, глухарей, зайцев, лосей. Рыбалка в его жизни делила второе-третье место со сбором грибов. Удил царь в основном под Питером, на гатчинских прудах. Сначала вместе с отцом, Александром III, а затем уже и со своей семьей. Впрочем, перед самой революцией Николай II освоил и морскую рыбалку в Крыму, удил с борта императорской яхты «Штандарт» со своим сыном, царевичем Алексеем, который интересовался этим видом досуга даже больше, чем его отец. А что же Матильда? Польская балерина в заядлые рыбачки себя никогда не записывала, хотя рыбу очень любила. Вот что она писала в мемуарах о своем детстве: «Сочельник справлялся согласно старинным обычаям. До шести часов вечера, до первой звезды, ничего нельзя было взять в рот. За ужином, который был главным событием этого дня, все кулинарные способности отца проявлялись вполне. По традиции полагалось подавать тринадцать рыбных постных блюд, из которых каждое имело свое особое символическое значение, но потом это число было сокращено до семи блюд. Из рыбных блюд считались обязательными судак попольски и жареная рыба. Потом подавали два сорта ухи в двух отдельных мисках, которые ставились у прибора матери, и она нам разливала. В одной миске подавалась русская уха, а в другой — польская, со сметаною. Эту польскую уху я очень любила и до сих пор вспоминаю ее с наслаждением, но после родительского дома я нигде ее больше не видала. Очевидно, ее изготовление было кулинарным секретом моего отца. После ужина зажигали елку, под которой были разложены подарки для гостей».
История умалчивает, контактировали ли Николай II и Матильда Кшесинская во время рыбалки. Оба, кстати, в своих дневниках, записках и мемуарах довольно скупо и сдержанно описывали свои отношения, так что гипотетически все возможно, хотя, наверное, романтическую рыбалку на утренней зорьке, а то и на вечерней они запомнили бы и отразили в записях. А вот другой факт никто не отрицает: во время пика чувственных отношений этой загадочной пары Матильда Кшесинская танцевала в балете под названием «Рыбак и наяда», а Николай, или попросту Наследник, как его называла Кшесинская в мемуарах, то и дело появлялся в императорской ложе. «Рыбак и наяда» был отнюдь не новым балетом, его впервые поставил в Лондоне известный балетмейстер Жюль Перро еще в 1843 году на музыку гениального Цезаря Пуни. Сюжет довольно прост: наяда, или нимфа рек и ручьев в древнегреческой мифологии, влюбляется в простого рыбака, который не в силах противостоять ее чарам.
Матильда танцевала в этом спектакле талантливо и самозабвенно. Кто исполнял роль рыбака на сцене, история умалчивает, да это было и неважно, ибо главный рыбак чаще всего сидел в зале и не сводил глаз с обворожительной танцовщицы. Пожалуй, что это и было их совместной настоящей рыбалкой, причем рыбаком здесь был явно не будущий российский император. Впрочем, роль рыбачки в жизни до конца Матильде не удалась, объект ее обожания сошел с крючка балетной страсти и вскоре обручился с урожденной принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадской. Для Матильды это, конечно, стало ударом, но любовь к творчеству позволила ей быстро преодолеть душевные муки. К тому же история позднее подтвердила свою благосклонность к Матильде. Если бы она вышла замуж за Николая, то именно ее коварно и расстреляли бы в подвале дома Ипатьева.
И вот тут возникает еще одна тревожная тень из прошлого с рыболовным оттенком. Как известно, расстрелом царской семьи в 1918 году руководил Яков Юровский, личность мрачная и загадочная. Достаточно сказать, что все его потомки погибли при странных и таинственных обстоятельствах. Но, что интересно, под Анапой уже в советское время построили рыбозавод «Юровский». Разумеется, не в честь цареубийцы, просто он располагается в поселке Юровке. Сам по себе рыбозавод очень неплохой, отзывы о его продукции исключительно положительные. Загадка в другом: почему всего в нескольких шагах от рыбозавода с таким названием в 2006 году построили Церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Учитывая тот факт, что храмов, посвященных новомученикам, в России больше сотни, скорее всего, это просто совпадение. Или же что-то бестелесное незримой рукой продолжает управлять людьми, заставляя делать их вроде бы простые, но вместе с тем такие поступки, в которых можно увидеть второй смысл.
Иллюстрация: Анастасия Зотова