Потребители

Не рады дорадо

Как турецкий карась стал модным трендом.

В первоначальный комплект продовольственных санкций против Турции сибас и дорадо, как известно, не попали. Они могут попасть туда позже или вовсе не попасть. Дело не в этом. В конце концов сибас и дорадо производят в Греции, Италии и других странах, а на политическом прилавке все может поменяться в один момент. Но конечный выбор все равно делает покупатель, и здесь важно понимать, почему сибас и дорадо так быстро стали «модными» рыбами, особенно для российского среднего класса. Проще говоря, для офисных клерков. Текст: Сергей Рыбников.

Российский клерк — субстанция увлекательная. Он может втихаря питаться «дошираком», но гордо демонстрировать коллегам новенький айфон. Он поедет отдыхать «дикарем» на море, но сделает селфи на фоне пятизвездочного отеля и разместит их в соцсетях. Не быть, а соответствовать. Это девиз всего нашего общества потребления, которое выросло на фоне агрессивной рекламы, презрения к труду и поиске «халявного» обогащения. Сибас и дорадо — это из той же отрасли. Треска с отварной картошкой ведь не хуже по вкусу, но она «не соответствует». Сообщить в офисе, что ел на обед треску, — это «не айс» и не гламурно. Вот небрежно рассказать в фейсбуке, какая свежая была дорадо, «прямо только что с самолета», — это возможность получить пару лишних лайков и почувствовать себя «успешным».

Это психология. Теперь, собственно, о рыбе, в данном случае турецкой. В принципе ее не так много привозят. Чуть больше одного процента от всего рыбного импорта. За 9 месяцев 2015 года поставки сибаса и дорады из Турции составили по 2,4 тыс. тонн на каждый вид. Более того, в 2015 году объемы импорта сократились примерно на 15% по сравнению с 2014-м. Рыба сама по себе на вкус неплохая, в ней мало костей, она хорошо запекается в духовке, и в ней небольшое количество калорий. Стоят сибас и дорадо одинаково и довольно дорого. На московских рынках от 700 руб. за килограмм. Год назад было 600. В сетевых магазинах чуть дешевле. В ресторанах, разумеется, дороже. Блюдо из целой дорадо с гарниром обойдется примерно в тысячу рублей.

В общем, рыба как рыба. Осталось только понять, почему она вошла в моду. Во-первых, из красивых названий. На самом деле дорадо — это морской карась, а сибас — это морской окунь.

Карась и окунь ассоциируются у нас с пресноводными маленькими рыбешками, которые пойдут в лучшем случае на уху или вообще будут скормлены котам. Пафоса нет в названии. Еще одно наименование сибаса — «морской волк». Но это что-то мохнатое, зубастое и под водой. На слух не вкусно. Поэтому решили назвать мудрено, по-заморски. Дорадо вообще созвучно с эльдорадо, то есть чем-то райским. Вот народ и клюет. Такая рыбалка наоборот получилась.

Во-вторых, за счет умелого пиара был рожден миф, что сибас и дорадо — это полезные блюда для тех, кто следит за своей фигурой. Это правда, но однобокая. Диетическим продуктом можно вообще назвать почти всю рыбу. Но поскольку никто не продвигал, например, ту же треску, пикшу, хек, минтай, судака или щуку как рыбу с низким содержанием калорий, то об этом мало кто знает. Хотя треска вообще во всем мире считается главным диетическим блюдом — в ней всего 0,3% жирности, отсутствует холестерин, а в ее мясе порядка 18% белка.

В-третьих, турецкие производители быстро усвоили, что «размер имеет значение». Сибаса и дорадо в странах Средиземноморья активно начали выращивать в начале 80-х годов. Первопроходцем стала Италия, затем подтянулись греки и турки. На рубеже веков мастера аквакультуры стали применять принцип: одна рыбина — одна порция. Так удобнее и для рестораторов, и для домохозяек. Не надо резать кусками и на стейки, а также отрезать голову и хвост — рыбина прекрасно помещается на одной тарелке и создает эстетический эффект. В старину же рыбу подавали целиком на стол: и осетров, и стерлядок — смотрится впечатляюще.

Теперь пару ложек дегтя в тарелку с сибасом и дорадо. Первая ложка — это «охлажденность». В 98% случаев это просто неловкий блеф. Охлажденную рыбу, в том числе сибас и дорадо, доставляют самолетом лишь в полтора-два десятка рыбных ресторанов премиум-класса. Стоит там одна такая рыбка от 3 тыс. руб. и выше.

На рынки и в магазины сибас и дорадо привозят в замороженном виде, затем размораживают и кладут в лед на прилавке, создавая эффект свежести.

Вторая ложка дегтя — это предпродажная подготовка рыбы. Она начинается еще на стадии выращивания в прудах и садках. Сибаса и дорадо щедро кормят гормонами роста, применяют усилители вкуса, антибиотики и прочую химическую «прелесть». Тут нет никакого геополитического подтекста. У нас на прилавках магазинов полно такой же напичканной продукции как из России, так и из дружественных стран. Просто химические сибас и дорадо до сих пор считаются «хорошим вкусом».

 


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 05.05.2016