Речь пойдет не о работе отряда по борьбе с браконьерами «Пиранья», а о самых настоящих зубастых пираньях, которые были пойманы в Беловском море — гигантском водохранилище в Кузбассе, где обитают десятки видов рыб, в том числе и весьма экзотические.
Текст: Анатолий Пушкарев
Беловское море называют жемчужиной Кузбасса, хотя его нынешнее состояние вызывает серьезное беспокойство у экологов. Длина водохранилища составляет около 10 км, а ширина колеблется от одного до 2,3 километра. Наибольшая глубина этого водоема составляет 12 м, общая площадь — 13,6 км2. Создали Беловское море примерно 50 лет назад и первое время о нем заботились надлежащим образом. Затем, как водится, стали уделять этому меньше внимания. Как следствие, сегодня происходит постепенное обмеление водохранилища, его зарастание водной растительностью, что ухудшает качество воды. За счет эрозии увеличивается длина береговой линии. В ложе накопилось около 15 млн кубометров осадков, а дно водоема в отдельных местах заилилось до пяти метров.
Тем не менее ситуация пока еще не достигла критической отметки, и Беловское море продолжает считаться настоящим эльдорадо для рыбаков всего Кузбасса. Ведь здесь водятся не только привычные виды, такие как карась, щука, язь, налим, белый амур, хариус, толстолобик, но и настоящая рыболовная экзотика. Например, тут можно поймать сибирскую миногу. Эта рыба не имеет настоящих челюстей, ее рот представляет собой воронковидную присоску, на поверхности которой и на языке находятся роговые зубы. Тело миноги голое и покрыто слизью, а максимальная длина особи составляет 25 сантиметров. Нерест миноги в реках происходит в конце мая — начале июня, после прохождения паводка и осветления воды. Взрослые особи сибирской миноги вообще не питаются, используя накопленные запасы жира.
Еще один интересный обитатель Беловского моря — песчаная шиповка. Это маленькая речная рыбка, тело которой сильно сжато с боков, особенно в области головы. Под каждым глазом у нее — двураздельный шип, и шесть усиков около рта. Самые крупные экземпляры редко бывают длиннее 10 см, при этом самки крупнее самцов. Окраска пестренькая, но не яркая, основной тон серый, светло-желтый или бурый. Шиповка очень живуча и считается хорошей наживкой для ловли хищных рыб, в пищу же почти не употребляется. Кроме песчаной шиповки попадается и ее сородич — шиповка обыкновенная.
Но главная достопримечательность Беловского моря — это кузбасские пираньи. В 2009 году местный рыбак прислал в Кемеровский государственный университет фотографию двух пираний, утверждая, что поймал их именно в этом водоеме, в теплых водах около ГРЭС. Сначала ученые сочли эти фотографии за первоапрельскую шутку, но все же решили встретиться с рыбаком. И оказалось, что фотографии подлинные. Кроме того, рыбак заявил, что уже приготовил и съел с товарищами двух выловленных пираний весом два и четыре килограмма соответственно. Мясо их оказалось съедобным, но в нем было слишком много костей.
В 2012 году в Новокузнецке заядлые рыболовы Александр Койнов и Илья Жданов также выловили пиранью, поджарили ее и съели. До этого пираний вылавливали и в Новосибирской области, и в Алтайском крае. Откуда они взялись в Сибири? Сначала грешили на аквариумистов, которые якобы выпускали в водоем своих питомцев, но эта версия оказалась несостоятельной. Выяснилось, что пираньи не только прижились на чужбине, но еще и научились размножаться, пусть и не такими темпами, как в Амазонке. Случаи их поимки стали фиксироваться все чаще.
Конспирологи начали поговаривать о биологической агрессии, хотя не совсем понятно, кому и для чего потребовалось атаковать пираньями водохранилище. Тем более что этот «сибирский» подвид не так уж прожорлив. В этом смысле гораздо более опасны другие непрошеные обитатели Беловского моря — ротаны. Этот вид лучеперых рыб из семейства головешковых — хищник, длина его тела редко превышает 25 сантиметров. С момента появления в Беловском море его часто принимали за мутанта. Важная особенность ротана — необычайно широкий спектр питания. Он может питаться личинками, растениями, а если численность рыб в водоеме достаточно высока, то ротан активно хищничает, иногда поедая молодь своего же вида. Весной он питается икрой и может подорвать численность многих природных популяций рыб. Физиологические возможности позволили ротану в короткий срок приспособиться к холодам Западной Сибири. Эта рыба выдерживает частичное пересыхание водоема и его полное промерзание до самого дна зимой. Даже замороженный ротан, оттаивая, оживает. Сообщениями о его прожорливости пестрят местные рыболовные форумы. Вот лишь некоторые комментарии (публикуются в авторской редакции).
• У нас ротан есть. Все ест и всех. Икру, мальков, гусей, пьяных трактористов…
• Тягать с лунки ротана в 300-500 граммов — одно удовольствие. А по большому счету ловля ротана по первому льду — это отдушина, возможность отвести рыбацкий азарт после месяца межсезонья.
• Вкус у рыбы неплохой, но голова занимает большую часть туловища, а брюхо часто бывает набитым моллюсками и панцирями улиток. Вреда от ротана не меньше, чем пользы.
Откуда здесь ротан? Видимо, оттуда же, откуда и пираньи. Ученые высказывали предположение, что икринки зачастую переносятся мигрирующими птицами. Хотя некоторые подозревают в необычных экспериментах с разведением этих рыб местных аквафермеров. Как бы то ни было, происхождение беловских пираний и ротанов остается загадкой. Как и появление в Кузбассе некоторых других видов, которые не являются обычными для здешних водных экосистем. Иногда, порой совершенно случайно, попадаются редкие экземпляры, которые заставляют ломать голову не только рыбаков, но и специалистов.
К примеру, откуда-то появился здесь парчовый карп, или карп кои, декоративная одомашненная рыба, подвид сазана. Летом 2014 года беловчанка Александра Уткина выложила в Интернете фото необычной рыбы из канала Беловской ГРЭС. Перед тем как ее приготовить, девушка решила спросить у пользователей соцсети, что это за странный вид, да и съедобна ли такая рыба вообще.
Ее необычная бело-оранжевая расцветка и крупные, длинные плавники многим показалась странными, но вскоре пользователи опознали на фотографии японского карпа кои, который, хоть и считается декоративным, для употребления в пищу вполне пригоден.
Японцы называют его «магои» — «черный карп». Родина кои — Китай, позже вид стал широко распространенным в Японии, его научное название Cyprinus carpio, в России эту рыбу также называют цветным карпом. Он может вырастать в длину до метра и достигать массы 10 кг, а живут кои в среднем 2535 лет. Японский карп может быть черным, желтым, оранжевым, красным, белым, синим, зеленым или даже пятнистым.
Словом, Беловское море хранит в себе немало загадок. Еще одна — это молниеносная гибель всей популяции раков. Их привезли сюда в середине 90-х годов с Алтая. Новое место членистоногим приглянулось, и они начали активно плодиться и размножаться. Уже из Беловского моря раки попали в реки и озера области. В скором времени численность их выросла настолько, что можно было несколько раз завести бредень, и улов в пару мешков был обеспечен. Но расплодившиеся раки стали угрожать и рыбным запасам, поскольку активно поедали икру.
С лета 2003 года популяция раков в кузбасских водоемах начала вдруг стремительно сокращаться как в реках и озерах, так и в Беловском море. А осенью 2004 года раки внезапно, буквально в течение нескольких дней, пропали. Выползли на берег и издохли. По данным специалистов, в тот период рак вымер во всем бассейне рек Иня и Томь. Небольшие популяции сохранились лишь в карьерных водоемах, которые не имеют внешних связей с другими водными объектами. Сначала грешили на катастрофические сбросы чего-то очень ядовитого, но ведь другая рыба не пострадала. Сейчас специалисты уверены, что причиной эпизоотии стала специфичная для членистоногих инфекция, которую в народе называют раковой чумой. И хотя прошло уже 13 лет с момента «рачьего мора», свою численность раки так и не восстановили, а нынешние особи сильно уступают предкам в размерах.
Впрочем, говоря об ихтиофауне Кузбасса, нельзя отмечать лишь негативные тенденции. Например, на территории области протекает достаточно чистая река Кия, где водятся сибирский осетр, стерлядь, нельма, таймень, судак, налим. В реке Томь еще в советские времена лещ и судак были редкостью, сейчас же это очень распространенная рыба. В целом по области увеличилось количество тайменя и хариуса, хватает и щуки, причем попадаются и трофейные экземпляры. Так что Кузбасс и рыбалка — вещи вполне совместимые, а если говорить о Беловском море, то и азарт приключений вам обеспечен: мало ли что там скрывается под водной гладью…