Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) совместно со Всемирным фондом дикой природы выпустил специальное учебное пособие для рыбаков, работающих на промысле в Баренцевом море и сопредельных водах. Этот атлас под названием «Полевой определитель рыб Баренцева моря» описывает 55 видов рыб из 20 различных семейств.
Текст: Антон Белых
Как известно, рыбопромышленники согласно международным правилам обязаны вести учет прилова. Для этого они должны уметь определять все основные виды рыб, попадающих в трал, и регистрировать их в специальном журнале. Пособие, подготовленное специалистом ПИНРО Андреем Долговым, должно стать настольной книгой, своеобразным букварем для тех, кто отправляется на промысел, и не только.
«Книга полностью ламинирована, и ее можно использовать непосредственно на палубе или в рыбном цеху, — сообщил координатор проектов Баренц-отделения WWF России Алексей Голенкевич. — Весь тираж уже передан на суда тех компаний, которые ведут промысел в Баренцевом море. Книга оказалась настолько востребованной, что сейчас рассматривается возможность производства дополнительного тиража».
Отметим, что полевой определитель в некотором роде является интерактивным изданием. Его авторы предлагают рыбакам, выловившим редкую рыбу, самостоятельно сфотографировать ее вместе с линейкой, чтобы понимать размеры, отметить дату, координаты и глубину лова и прислать всю эту информацию в ПИНРО. Таким образом, справочник будет постоянно обновляться и дополняться.
Хоть определитель и предназначен для тех, кто ловит в Баренцевом море, его наверняка интересно будет взять в руки и рыбакам из дальневосточных или южных акваторий, ведь многие описываемые виды водятся и в других морях. Кроме этого, информация из справочника пригодится, например, дайверам или легальным подводным охотникам, да и просто любителям ихтиофауны.
Если родители собираются с детьми в океанариум, то им будет полезно заранее изучить, желательно вместе со своими чадами, к примеру, виды скатов и их отличия. Понятно, что самого ската они, скорее всего, угадают среди прочих морских обитателей. Но вот понять, чем парусный скат отличается от круглого, а длиннорылый — от шипохвостого, способен, мягко говоря, далеко не каждый взрослый, даже если по биологии в свое время у него была твердая пятерка. Заметим, что у длиннорылого ската на хвосте тоже есть шипы, но их не более восьми на среднем ряду, а у шипохвостого таких шипов до 26.
Полезно будет пролистать эту книгу и домохозяйкам. Кстати, ее необязательно покупать, она выложена в открытом доступе на сайте ПИНРО. Просто на палубу ноутбук не вынесешь, особенно в шторм, поэтому для рыбаков ее и напечатали в таком водонепроницаемом виде. Зато, изучив такое пособие, можно с уверенностью отправляться в ближайший супермаркет или на рынок и смутить там продавца коварным вопросом: «А у вас камбала полярная или малоротая?». Пока представитель торговой отрасли будет лихорадочно осматривать рот камбалы, можно выбить себе скидку. Ну и в любом случае, если продавец видит подготовленность покупателя, у него сразу же отпадет желание навязать вам просроченный товар или продать размороженную рыбу под видом охлажденной. Не зря же говорят, что знание — сила.
А когда продавец окончательно признает ваше моральное и профессиональное превосходство, ему можно небрежным тоном сообщить, что «у полярной камбалы заглазничный гребень не разделен на отдельные бугорки». Можете не сомневаться, что в ступоре он пробудет целый день после этого. Впрочем, и для самих продавцов, вернее, для маркетологов этот определитель рыб может быть полезен.
Не секрет, что цена на рыбу и эффективность продаж во многом зависят от «раскрученности» того или иного вида в общественном сознании. К примеру, корюшка — модная, трендовая рыба. Многие знают, что это «рыбный символ» Санкт-Петербурга, наверняка что-то слышали про фестивали корюшки. Это дает моральное право торговцам на дополнительные 10–15% наценки, поскольку модный продукт не может стоить слишком дешево.
И обратный пример — мойва. Название какое-то невкусное, ассоциируется со средством для мытья посуды. Вот и стоит дешево. Но если грамотный маркетолог прочитает книгу Андрея Долгова, то увидит, что мойва-то на самом деле принадлежит к семейству корюшковых. А значит, по вкусовым качествам корюшку чем-то напоминает. Остается только грамотно обыграть это при продаже, хотя бы банально обозначив на ценнике принадлежность мойвы к «модному» семейству, и покупатель уже по-другому посмотрит на этот продукт.
Наконец, на атлас могут обратить внимание и повара рыбных ресторанов. У них есть своя «фишка» — удивлять клиентов какими-нибудь необычными рыбами. Там работает эффект новизны: человеку часто хочется попробовать то, чего он до этого не вкушал никогда. В определителе Андрея Долгова такой новизны хоть отбавляй. Чего стоит один малоглазый коттункул семейства психролютовых. Выглядит он довольно неприветливо, к тому же в брошюре не описаны его вкусовые качества. Зато название более чем экзотическое, и если коттункула подавать, скажем, в виде котлет, то наверняка желающие попробовать найдутся.
А вот голубая мольва, или морская щука, и выглядит симпатично, и название не уступит коттункулу в плане звучности и экзотики. Правда, в длину она достигает полутора метров, на тарелке явно не поместится, да и водится на глубине до километра, поэтому в сети попадает нечасто. Понятно, что о ее регулярных поставках говорить не приходится. Но уж если попадется, то можно будет аукцион среди гурманов проводить.
Так что определитель рыб, который изначально задумывался как учебное пособие для рыбаков и рыбопромышленников, может запросто выйти за первоначальные рамки и стать просто полезной книгой для всех, кто интересуется рыбами. Возможно, что примеру ПИНРО последуют и другие наши институты, тем более что аналогичные разработки в других бассейнах и акваториях у них наверняка имеются, и в будущем можно выйти на всероссийский рыбный букварь. Учиться-то никогда не поздно.