Я уверен, что каждый из нас в период нерестового запрета, в преддверии нового летнего рыболовного сезона, закрывая глаза, представляет себе, где и как он будет вываживать очередную трофейную рыбу. Однако некоторые мечты недостижимы: все мы знаем, что «где-то там» и рыба больше, и клев лучше. Но, как говорится, на машине не подъехать, а на веслах не дойти — и наше рыболовное эльдорадо из сезона в сезон ограничивается давно изученными местами. Узнаете себя? Сейчас самое время сделать рывок к рыболовной мечте и получить права на управление маломерным судном — как раз к разгару сезона успеете!
Текст: Владимир Заокский
С этими мыслями я проходил всю зиму и по весне решил действовать. Глупо проводить сезон за сезоном на большой реке, ограничиваясь трехкилометровыми рыболовными походами вверх-вниз по течению, изредка перебираясь на противоположный берег. Еще тягостнее знать, что в десяти километрах в обе стороны открываются абсолютно непохожие рыболовные угодья. Другие берега, глубины, рельеф, течение — другая рыболовная жизнь! Конечно, можно и на машине доехать, но на каждом съезде к воде упираешься в парковку таких же энтузиастов. И опять — топать вдоль берега в поисках уединения и более-менее сносного в рыболовном плане места. Да сколько можно?!
Ажиотажа не избежать
По-хорошему, становиться судоводителем лучше сразу по окончании летнего сезона, особенно в Москве. На экзаменах будет гораздо меньше охочего до различного рода водной активности народа, что немаловажно для человека работающего: в столице теоретические экзамены для будущих судоводителей проводятся по средам. Если осилил теорию, есть шанс успеть на сдачу практики в этот же день — при условии, что пришел на экзамен с утра. Если же сдавал теорию во второй половине дня, ближайшая практика светит только в субботу. Офис московской ГИМС работает с 9 до 18 часов с понедельника по четверг и до 16:45 в пятницу, с обязательным перерывом с 13 до 14 часов, как в лучшие годы!
Вообще, повсеместная цифровизация госучреждений обошла ГИМС МЧС России по Москве стороной. Абсолютно все процедуры, будь то регистрация маломерного судна или сдача теоретического экзамена, проходят при помощи бумаги и ручки. Компьютерная база данных если и есть, то выполняет вспомогательную роль: все регистрационные данные вносятся, изменяются или просматриваются в толстенных амбарных книгах, разлинованных на столбцы простым карандашом и линейкой.
Самоподготовка превыше всего
Но вернемся к заветной мечте — правам судоводителя. Самое главное достижение ГИМС за последние годы — это возможность самоподготовки к теоретическому и практическому экзаменам. Правила судовождения по внутренним водным путям, внутренним водам, внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации есть в открытом доступе в Интернете. Экзаменационные билеты есть не только во Всемирной паутине: на платформах iOS и Android создано несколько бесплатных приложений — мобильных тренажеров по билетам ГИМС, сделанных по образу и подобию приложений ГИБДД. Самоподготовка — это не только большое подспорье, но и экономия времени и денег, ведь стоимость двухмесячных курсов вплотную подбирается к 10 000 рублей!
Без медсправки не обойтись
Кстати, прежде чем вы решитесь сдавать экзамены на права по управлению маломерным судном, придется подтвердить свое отменное состояние здоровья: здесь требования полностью совпадают с теми, которые предъявляются к сдаче на автомобильные права. Комплект документов от будущего судоводителя, который нужен для ГИМС, включает в себя паспорт, медицинскую справку установленного образца, копию лицензии медицинского учреждения, которое проводило ваш осмотр, две цветные фотографии 3×4 без уголка, квитанцию об оплате госпошлины в размере 1 300 рублей, а также заявления, которые вы заполните на месте. Дальше все просто: подаете документы, и если они в порядке, вам назначают дату экзамена.
Один в поле — воин
Весной, накануне открытия навигации, в московском офисе ГИМС, который расположен в районе Чистых прудов, на улице Чаплыгина, д. 15, стр. 5, образуется приличная толпа. Все вспоминают, что необходимые документы понадобятся уже через пару месяцев, и бегут в инспекцию. А она в Москве одна! Здесь и права получают, и экзамены сдают, и лодки регистрируют, поэтому рассчитывать на отсутствие очередей не приходится. На экзамен лучше приходить раньше заявленного времени — в любом случае количество сдающих значительно превышает количество мест в классе для сдачи теоретического экзамена: он рассчитан на 15 человек, с рассадкой по одному сдающему за стол.
20 или 40
Экзаменационный билет состоит из 20 вопросов. Первые десять касаются категории типа судна — это либо моторное судно, либо гидроцикл. Вторые — района плавания, а это внутренние воды, внутренние водные пути, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Хотите один тип судна и не собираетесь выходить на нем в море — отвечаете на 20 вопросов одного билета. Если же вы желаете управлять и моторкой, и гидроциклом, а также рветесь самостоятельно убедиться, что побережье Крыма особенно красиво с воды, вам придется ответить на 40 вопросов из двух билетов. И помните, ошибиться в каждом билете можно не более двух раз!
Мой выбор — все возможные маломерные суда и районы плавания. Несмотря на то что я месяца полтора ежедневно отвечал на билеты, определенные сложности вызвал раздел по морскому району плавания. Все-таки, на мой взгляд, речная навигация попроще будет. Но в целом необходимого результата я добился: сдал теорию с первого раза, потратив на 40 вопросов минут двадцать.
Теория с метеорологией
Немного о том, какие познания подразумевают экзаменационные билеты ГИМС. Будущему судоводителю в разделе «Тип судна» надо знать элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания, освоить уход за судовым двигателем и парусами, судовые спасательные средства и правила их использования, предотвращение пожаров и борьбу с пожарами, обеспечение непотопляемости. Вторая тема — это физика процессов, таких как: учет воздействия ветра и течения; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах, и при выполнении обгона; теоретические основы постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки судна на мель. Оставшиеся разделы — это действия при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды. Судоводитель должен владеть методами оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и водных объектах. Ну и веяние времени — предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.
Вопросы по «Районам плавания» проверяют знание международных (только для морских прибрежных вод до 20 миль от берега) и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих безопасность судоходства, правил плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими, а также правила шлюзования. Придется продемонстрировать полученные знания и в основах навигации и связи в районе плавания. Ну и «умыть» синоптиков: нужно разбираться в основах метеорологии района плавания, а не просто по-рыбацки смотреть на барометр.
Уточняйте в расписании
Поскольку с теорией я управился до полудня, было решено не откладывать практику в долгий ящик. Выйдя из класса, я набрал указанный номер телефона для записи на экзамен, и мне сообщили, что в этот день демонстрацию навыков судовождения проводят в районе впадения реки Сходни в Москву-реку. Кстати, адрес сдачи практики не один — экзамен принимают на Москве-реке и в районе Капотни, поэтому уточнять экзаменационную «площадку» нужно день в день.
Сомнительный опыт
Признаюсь честно, практическим судовождением я занимался нелегально два сезона на ПВХ-лодке с 18-сильным румпельным мотором. Лодка, к слову, зарегистрирована по всем правилам и обладает полным набором предписанных судовым билетом средств на борту. Поэтому на практику после удачно сданной теории я ехал с легким сердцем, сжимая в руках личную карточку судоводителя, в которой уже стояло несколько подписей и печатей со словом «зачтено» — оставалось лишь окончательно заполнить бланк. Но все оказалось не так просто: моторка ГИМС, тоже из ПВХ, была оснащена консольным рулевым управлением — настоящим штурвалом и машинкой «реверс-газ». Казалось бы, все понятно, но не тут-то было!
Большая разница
Практический экзамен по судовождению, как и автомобильный, начинается с мелочей. Перед посадкой нужно надеть спасательные жилеты, проверить течи, убедиться в наличии спасательных средств на борту. Затем запустить двигатель и выполнить упражнения. Их немного: надо отойти от пристани, пройти против течения, развернуться в акватории Сходни, пройти по течению, снова развернуться, подойти к «утопающему», роль которого исполняет резиновый буй, и «спасти» его. После чего — пришвартоваться к причалу: казалось бы, что здесь может быть сложного? Но нулевой опыт консольного управления чуть не сыграл со мной злую шутку — с машинкой «реверс-газ» проблем не возникло, а вот со штурвалом… Радиус разворота на «пэвэхашке» со штурвалом оказался в разы больше того, что можно сделать румпелем: на малом газу мне едва хватило ширины Сходни, чтобы выполнить первый разворот! Выполняя второй, уже «вкатился» — добавил тяги двигателю, и он куда охотнее ввернул лодку в поворот. Спасение утопающего для меня оказалось делом несложным — спасибо речке за практически отсутствующее течение! Последующая швартовка у причала тоже удалась… Сдал? Еще нет, теперь вопросы по гидроциклу. Спускать два плавсредства нецелесообразно, поэтому гидроцикл сдают теоретически: шлюзование, принцип действия водомета и все такое. Теперь — сдал!
Главный документ
Инспектор поставил недостающие печати и подписи в карточке судоводителя и забрал ее в подразделение. На самом деле именно она — главный документ водителя маломерных судов. Если вы потеряете права ГИМС, только личная карточка станет основанием для выдачи дубликата. Если она утрачена, придется пересдавать все экзамены. Заветные права на управление маломерным судном я получил через две недели после экзамена — кстати, их выдача в ГИМС МЧС России по Москве производится только по вторникам и четвергам. Если хотите обзавестись заветным документом, поторопитесь, навигация уже открыта!