75-летие Победы   №1 /март-апрель 2020/

Вспомнить всех поименно…

Памятный знак неподалеку от Терско-Орловского маяка в честь моряков, отдавших свои жизни в самый тяжелый год войны

Обстоятельства гибели сторожевого корабля СКР-70 (бывшего рыболовного траулера РТ-66 «Урал») до сих пор неизвестны. В октябре 1941 года корабль не вернулся из боевого похода. Все 40 человек его экипажа долго числились пропавшими без вести и были практически забыты. Лишь совсем недавно рядом с предполагаемым местом гибели корабля появился памятник, на котором поименно перечислены все моряки, отдавшие свои жизни в самый тяжелый год войны… Текст: Никита Кузнецов

Рыболовный траулер РТ-66 «Урал» был построен в 1932 году на Северной верфи в Ленинграде по заказу Севгосрыбтреста. Это был настоящий трудяга, он десять лет в тяжелейших условиях Арктики вел круглогодичный лов рыбы, боролся с ледяными ветрами и штормовыми волнами. Это было крепкое, но тихоходное судно: при водоизмещении 1200 тонн его 650-сильная паровая машина обеспечивала ему ход не более 9 узлов.

Через три недели после начала Великой Отечественной войны, 14 июля 1941 года, РТ-66 «Урал» был передан от Наркомата рыбной промышленности Северному флоту. Наспех вооруженный двумя 76-ммпушками и двумя 7,62-мм пулеметами, он был зачислен в класс сторожевых кораблей и уже 16 июля поднял военно-морской флаг. 13 августа его включили в состав Беломорской военной флотилии под названием СКР-62, а 20 сентября переименовали в СКР-11. Однако на борту бывший траулер нес номер 70, и поэтому в архивных документах он фигурирует как СКР- 70. Командиром был назначен капитан судна — В.Ф. Бедрюков (в документах о гибели воинское звание не указано, а отмечено —«командир запаса»; по другим данным — лейтенант).

Командующий флотилией вице-адмирал Г.А. Степанов приказал ему готовить корабль к боевому походу. Вечером корабль покинул рейд Северной Двины и направился к острову Мудьюгский.

В работе Е. Прошиной «Бесценная папка о семейных ценностях», посвященной истории участия во Второй Мировой войне родственников учеников средней школы No3 г. Няндома Архангельской области, приводится информация обСКР-70, собранная сотрудницей Военно-морского музея Северного флота А.Н. Кривенко. «В июле 1941 года командиром СКР-70 был назначен опытный капитан– тралфлотовец лейтенант Владимир Федорович Бедрюков, а военным комиссаром — политрук Александр Владимирович Матвеев. 20 октября 1941 года СКР-70 стоял в небольшой бухте острова Соломбала. Утром лейтенанта Владимира Бедрюкова вызвали на флагманский командный пункт Беломорской военной флотилии. Командующий флотилией вице-адмирал Г.А. Степанов приказал ему готовить корабль к боевому походу. Вечером корабль покинул рейд Северной Двины и направился к острову Мудьюгский. На второй день лейтенант Владимир Бедрюков сообщил по радио Г.А. Степанову, что сторожевик вышел в район патрулирования: мыс Орловский — мыс Канин Нос. В последующие пять суток флагманский командный пункт Беломорской флотилии регулярно получал радиограммы от командира СКР-70, а 26 октября он замолчал. Встревоженный вице-адмирал Г.А. Степанов выслал в горло Белого моря сторожевые корабли и тральщики. Поиски СКР-70 длились несколько дней, но безрезультатно».

В работе Е. Прошиной приведены и такие сведения. «В Центральном военно-морском архиве (город Гатчина Ленинградской области) бережно хранится «Справка о потерях боевых кораблей и транспортов Беломорской флотилии с 22 июня 1941 года по март 1944 года». В ней говорится следующее: «26 октября 1941 года при несении дозорной службы в районе Терско-Орловского мыса погиб СКР-70 (РТ-66) водоизмещением 1108 тонн. Предположительно торпедирован подводной лодкой противника»». Однако советский исследователь В.П. Пузырев в своей работе, посвященной истории Беломорской флотилии, выдвинул другую версию гибели корабля — подрыв на плавающей мине. Сегодня она считается наиболее вероятной.

В разделе, описывающим события 27 октября 1941 года «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» приведены следующие данные: «В течение последних нескольких дней была потеряна связь с СКР-70, находящимся в ДОЗК [дозор корабельный] No2 на линии маяк Терско-Орловский — банка Круглая Орловская. Поиски корабля остались безрезультатными, и он считался погибшим в период между 20 и 24 октября». В «Сводном именном списке безвозвратных потерь с 20 октября по 20 ноября 1941 г. по флоту Беломорской военной флотилии», выложенном на сайте «Обобщенный банк данных «Мемориал»», где перечислены погибшие на СКР-70, дата гибели указана, как 26 октября 1941 г. Приказом командующего Северным флотом No00586 от 20 ноября 1941 г. СКР-70 был исключен из состава флота 27 октября.

Сторожевой корабль СКР-70 погиб предположительно 26 октября 1941 года в Белом море в районе Терско-Орловского маяка на плавающей мине.

Итак, на основе всей имеющейся информации можно сделать вывод: сторожевой корабль СКР-70 погиб предположительно 26 октября 1941 года в Белом море в районе Терско-Орловского маяка на плавающей мине. Вместе с кораблем погиб и весь его экипаж — 40человек во главе с командиром.

Терско-Орловский маяк — один из старейших на Русском Севере.

Построенный в 1842 году, он сам по себе является историческим памятником. И на своем веку он являлся свидетелем многих событий, в том числе трагических. Так, 9 июня 1872 года около Терско-Орловского маяка произошла первая катастрофа. Во время доставки снабжения на берег перевернулся и затонул перегруженный по недосмотру гребной катер с паровой шхуны «Самоед». Из находившихся на борту катера 23 человек погибли 22.

К сожалению, обе трагедии — и 1941 года, и 1872-го — сегодня практически забыты. Поэтому предложение установить у Терско-Орловского маяка памятник погибшим русским морякам получило широкий отклик. Инициативу, исходящую от Морской комплексной Арктической экспедиции (МАКЭ), которую с 1986 года возглавляет ее создатель, известный ученый профессор П.В. Боярский, поддержало командование Северного флота, Управление навигации и океанографии Министерства обороны, Гидрографическая служба Северного флота, Центр Русского географического общества на Северном флоте.

Одна из постоянных программ МАКЭ называется «Память Российской Арктики». Ее цель — создание единой системы увековечения памяти отечественных и зарубежных полярных первооткрывателей, исследователей, первопроходцев, а также путешественников и моряков, погибших в Арктике. За тридцать лет существования программы по инициативе ее участников было установлено более 20 крестов и памятных знаков на островах, архипелагах и побережье Российской Арктики — от Белого моря до Чукотско- го. А главной задачей очередной экспедиции «Память Российской Арктики-2019», завершившейся в октябре прошлого года, была установка православного креста и памятного знака в честь моряков Российского Императорского флота и Советского ВМФ, погибших в 1872 и 1941 годах.

В экспедиции участвовали 7 человек из Москвы, Краснодара, Архангельска, Мурманской области — Н.А. Кузнецов, В.В. Кудрявцев, Р.В. Чудинов, А.П. Волченко, С.В. Хвиюзов, отец Алексий (Серов), С.Н. Кутасов. Несмотря на различную профессиональную принадлежность (историк, офицер, журналист, учитель географии, плотник, священник, автомеханик) все эти люди по-настоящему влюблены в Русский Север, и большинство имеет серьезный опыт путешествий и работы в высоких широтах (причем некоторые не только в Арктике, но и в Антарктиде). Возглавил экспедицию автор идеи ее проведения, историк флота и Арктики кандидат исторических наук Никита Анатольевич Кузнецов.

К Терско-Орловскому маяку участников экспедиции «Память Российской Арктики — 2019» доставило малое гидрографическое судно ГС-260 41-го района Гидрографической службы Северного флота (капитан А.В. Елагин). На егоборту был доставлен 6-метровый лиственничный крест, созданный известным архангельским художником и скульптором Ю.В. Ходием, а также металлический пирамидальный памятный знак.

Моряк и историк П.И. Башмаков писал в своей книге «Маячное дело и его историческое развитие», изданной в 1925 году: «Принимая во внимание то обстоятельство, что почти все маяки как раз находятся в наиболее опасных и неприветливых местах берегов океанов и морей или на отдельных скалах и островах, где в очень редких случаях бывает спокойно и нет более или менее сильного прибоя, будет понятно, что доставка на шлюпке и выгрузка с нее большого количества грузов, тяжелых и громоздких, требует от команд иногда громадного напряжения сил, смелости, хладнокровия и особенной морской ловкости, вырабатываемых лишь годами тяжелой морской службы». Несмотря на то, что в наши дни выгрузка производится не при помощи шлюпок, а посредством плашкоута, актуальность цитаты во многом сохраняется, и эти слова вполне применимы к экипажу ГС-260. Море осталось прежним…

Крест и памятный знак были установлены 21 сентября 2019 года в 800 метрах к северо-западу от маяка. В работах принимали активное участие все находившиеся в этот момент в районе маяка, в том числе начальник маячной службы 41-го района Гидрографической службы В.В. Овсянников, начальник маяка Р.Р. Гадельянов, военнослужащие расположенного рядом с маяком поста радиотехнической службы.

Крест и памятный знак были установлены 21 сентября 2019 года в 800 метрах к северо-западу от маяка.

Примечательный факт: в день установки креста и памятного знака в почти 180-летней истории Терско-Орловского маяка открылась новая страница — его перевели в автоматический режим работы. Это означает, что он больше не будет обслуживаться людьми. Но рядом с маяком продолжают нести службу военные, иногда здесь бывают немногочисленные туристы и местные жители. Всем им напомнит об истории этого места и трагических событиях, случившихся вблизи него, небольшой мемориальный комплекс, созданный в Заполярье участниками экспедиции «Память Российской Арктики — 2019».


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

75-летие Победы | 29.04.2020 №1 /март-апрель 2020/