75-летие Победы   №6 /январь-февраль 2020/

Рыбаки — фронту

2020 год объявлен Годом памяти и славы

2020 год объявлен Годом памяти и славы. В честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне во всех уголках страны пройдут торжественные мероприятия. Россияне отдадут дань памяти погибшим и поблагодарят выживших — ветеранов и тружеников тыла — людей, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Среди них — тысячи работников рыбопромышленной отрасли, тех, кто превращал утлые траулеры в боевые корабли, кто кратно наращивал промысел и отправлял улов на фронт и в эвакуацию, спасая миллионы жизней. Военная пятилетка далась отрасли непросто, но помогла стране и миру ничуть не меньше, чем солдатский героизм, генеральские решения и гражданские подвиги. Текст: Антон Филинский

В первые месяцы войны на фронт ушел каждый второй работник рыбопромышленной отрасли СССР. Больше половины из них домой не вернулись. Практически весь рыболовный флот перешел в состав ВМФ. Места фронтовиков в цехах предприятий заняли старики, женщины, подростки, дети, эвакуированные и переселенцы. Ни одно судно в огромной стране не встало на прикол после вторжения врагов, ни один завод не остановил работу. Несмотря на бомбежки, блокады, уничтоженную материальную базу и сложнейшие условия, тысячи кораблей выходили в акватории рек и озер, снабжая воюющее государство тысячами тонн рыбы. Которую в несколько смен обрабатывали миллионы рук, в основном не привыкших к тяжелому труду и перевыполнению графиков.

«В городах, селах и деревнях расширялись, а зачастую организовывались с нуля рыбацкие колхозы и артели, которые кормили рыбой целые регионы.

Практически все промысловые бассейны Советского Союза превратились в театры боевых действий. Большая часть траулеров, шхун, лодок и катеров была оснащена броней и вооружена, чтобы выполнять боевые задачи в качестве разведывательных, сторожевых кораблей и тральщиков. Остальные суда продолжали лов — по соседству с немецкими эскадрами, над снующими субмаринами и под налетами авиации. «Боевые действия на Баренцевом, Балтийском, Черном морях, на Волге и в районе Северного Каспия привели к практически полному прекращению рыболовства в этих районах. Суда траловых флотов вместе с командами передавались в состав ВМФ и в дальнейшем несли службу в качестве тральщиков и сторожевых кораблей. В 1942 году общий улов по СССР составил 70 % от довоенного уровня. И это на фоне сокращения сельскохозяйственной базы почти на 40 %, — рассказал «Русской рыбе» историк Василий Юхневич. — Начавшаяся война резко обострила продовольственную проблему. Необходимо было кормить не только армию, но и тыл, где огромные массы населения были эвакуированы с занятых немцами территорий».

Рыба и рыбные продукты рассматривались руководством страны как дополнительные ресурсы для продовольственного обеспечения армии и тыла. Не случайно в 1943 году СНК СССР ставил вопрос о выпуске рыболовных сетей практически наравне с производством военной продукции. В этих условиях основная нагрузка легла на предприятия Дальнего Востока, Урала, Сибири. В 1942 году Государственный комитет обороны принял постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока».

Адмирал Арсений Головко, командующий Северным флотом во время ВОВ: «На северном театре морской войны неоценимую помощь оказали рыболовные траулеры, имевшие опытные и закаленные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного края, выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи!»

Мы собрали свидетельства очевидцев, исторические факты и справки, чтобы разбавить сухую статистику реальными подвигами реальных людей.

Летом 41-го года жители и рыбаки Приуральского района услышали по радио страшную новость: началась война. В скором времени более 600 человек отправились добровольцами на фронт. Оставшиеся на малой родине северяне постарались заменить фронтовиков и не только не сбавлять производственных оборотов, но и наращивать их. В рыболовецких бригадах и артелях создавались школьные и женские звенья. Люди, занимавшиеся в мирное время совершенно разными вещами, в кратчайшие сроки освоили профессии кормприемщиков и весельщиков. Рыбаками становились граждане, ранее видевшие сети только на картинках.

Объединившиеся приуральцы уже в первые годы войны перевы полняли план в полтора-два раза, отправляя улов на фронт и в эвакуацию. А выплаченную за работу практически на износ зарплату — в фонды обороны, создаваемые в каждой области, откуда деньги шли на производство танков и самолетов. Каждый находил в себе силы вносить лепту в общее дело. В цехах наравне со здоровыми людьми трудились инвалиды, помогавшие плести веревки для неводов и сетей, изготавливать удочки. К 1944 году отдаленный регион стал настоящей рыболовной столицей огромного края, встречая перелом в войне внушительными производственными показателями. И так было во всех уголках Союза.

«Организовывались новые рыболовецкие колхозы и моторно-рыбо- ловецкие станции. И это несмотря на жесточайшую нехватку кадров: каждый второй работник отрасли ушел на фронт. Работали пенсионеры, женщины, подростки. В 1941–1945 гг. рыбаки Дальнего Востока и Сибири увеличили вылов рыбы в два-три раза. В 1940 году в Сибири было выловлено 40 тысяч тонн рыбы, а в 1943-м уже 143 ты-
сячи тонн. Всего по СССР в 1941–1944 гг. ежегодный улов рыбы находился на уровне 1–1,1 млн тонн, — напоминает Василий Юхневич. — В Баренцевом море траловый лов рыбы был возобновлен уже в декабре 1941 года. Рыбакам приходилось выполнять не только свою непосредственную работу, но и дежурить у пулеметов и орудий. На промысел уходили ночью, проводя в море по 16 часов. Благодаря самоотверженному труду рыбаков уже в январе 1942 года из Мурманска в блокадный Ленинград отправился первый эшелон с рыбой и рыбопродукцией».

В северном водном квадрате боевых действий сражались и погибали за Родину моряки Мурманского тралового флота. Созданные всего за два десятка лет до начала Великой Отечественной подразделения оказались одними из самых подготовленных морских бригад. Опытные рыбаки, ремонтники, портовики и работники комбинатов оперативно влились в ряды защитников государства — и на воде, и на суше. С первыми сообщениями о начале войны капитаны почти 50 кораблей сумели благополучно вернуться в места приписки, в основном в Мурманск и Архангельск. Ни одно судно не попало под обстрел вражеской авиации, избежать встреч с немецкими субмаринами также удалось. В течение всего трех недель в июне-июле 41-го 30 траулеров сменили гражданские задачи на боевые и отправились в первые походы. Позже в состав подразделений Северного флота включались все новые и новые команды теперь уже военных моряков.

«Свой вклад в обеспечение страны рыбой внесли сотрудники и заключенные системы ГУЛАГ. В годы войны функционировали специализированный астраханский рыболовецкий лагерь, 8 рыболовецких колоний и 45 подсобных хозяйств.

В первые же месяцы войны оставшиеся в тылу рыбаки приняли решение возобновить лов. По законам военного времени, то есть несмотря ни на что. Ни на то, что все лучшие суда были мобилизованы, а оставшиеся в тылу требовали серьезного ремонта. Ни на то, что все профессиональные капитаны вместе с экипажами отправились воевать. Ни на тотальное изменение режима и способов лова. Ни на изменившуюся географию рейсов. С восстановлением кораблей и обучением новых экипажей помогли морские пенсионеры, вернувшиеся в родную отрасль в первые же дни войны и собравшие вокруг себя всех тех, кто мог управлять лодками, включая подростков и женщин.

График лова пришлось переворачивать с ног на голову: в море выходили ночью, проводили там по 16–18 часов, успевая поочередно тралить, шкерить, дежурить у смотровых точек, постоянно ожидая атаки подлодки или самолета. Новоиспеченные капитаны порой буквально по наитию лавировали в незнакомых районах, без света, без радиосвязи, на незнакомых глубинах и в незнакомых течениях, минуя опасные места и плавающие мины. В первые военные месяцы рыбаки ходили на наспех залатанных кораблях без прикрытия и вооружения. Лишь позже на траулерах стали появляться пулеметы.

С 1941 по 1943 годы мурманчане и архангельцы добыли почти 900 тысяч центнеров рыбы, изготовили тонны консервов и рыбьего жира. В 1942 году на базе тралфлота и других предприятий была создана Мурманская база военизированного тралового флота, а рыбакам были присвоены воинские звания. Команды катеров выполняли функции снабжения, подвозя флоту боеприпасы и продукты, забирая с кораблей раненых. Капитаны поопытнее получали специальные задания, доставляя в тыл врага десантные отряды и разведгруппы. Нередко рыбакам приходилось вступать в бой с немецкими кораблями. Вот несколько примеров героизма моряков Мурмана.

В июле 41-го сторожевой корабль «Пассат», конвоируя в Иокангу два траулера, вступил в бой с тремя эсминцами. Перед тем как получить несколько пробоин и затонуть, советский СКР усел поджечь один из вражеских кораблей. Тем же летом СКР «Туман» также принял бой с тремя кораблями противника и повторил подвиг «Варяга», ушедшего на дно, не спуская флага.

«В ноябре 1941 в Баренцевом море сторожевой корабль «Бриз» (бывший рыболовный траулер «Спартак») под командованием капитан-лейтенанта Киреева совершил первый с начала Великой Отечественной таран надводным кораблем подводной лодки. Протаранив кормовую часть подлодки, «Бриз» протащил ее на полном
ходу в течение одной минуты. Затем дал полный назад, вырвал из
корпуса лодки форштевень, и, пройдя над ней, сбросил три глубинные
бомбы. Получив существенные повреждения, фашистская субмарина была вынуждена вернуться на базу», — вспомнил детали подвига Василий Юхневич. — Подвиг команды СКР «Бриз» — только один из примеров боевых свершений бывших рыболовов. Они участвовали в Феодосийско-Керченской десантной операции, в обороне Севастополя, освобождении Новороссийска. Рыбаки часто привлекались к десантным операциям на Черном, Азовском и Баренцевом морях. С начала войны с Японской империей они приняли участие и в операциях на морях Дальнего Востока. В 1944 году моряки-рыболовы отличились в знаменитой десантной операции в Николаеве. Тогда отряд морских пехотинцев под командованием старшего лейтенанта Ольшанского высадился в Николаевском порту, выполняя боевую задачу по отвлечению сил противника с фронта».

«Воевали северные рыбаки и в других родах войск. Знаменитый командир торпедного катера, дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин, потопивший семь немецких судов, — как раз выходец из Мурманского тралового флота.

Это лишь капля в море великих подвигов советских рыбаков, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Каждый регион хранит свои истории, свои рекорды и имена героев. Многие из которых, увы, не дожили до 2020 года. Тем ценнее любая информация о тех годах, и тем более бережно надо хранить как эти знания, так и очевидцев тех событий. В 2020 году мы будем подробно рассказывать о военных подвигах наших рыбаков.

С наступающим 75-летием Великой Победы!


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

75-летие Победы | 28.04.2020 №6 /январь-февраль 2020/