Интервью   №6/январь-февраль 2018/

Небесные рыбы на улицах Москвы

Проект «Небесные рыбы» пополняется все новыми мозаичными обитателями глубин

Уличное искусство, или стрит-арт, появилось в России всего около 30 лет назад. В Москве оно возникло стихийно — в виде стены Виктора Цоя в Кривоарбатском переулке в 1990 году. Теперь же на улицах, во дворах и переулках Москвы почти каждый день появляются разнообразные работы, и некоторые их них весьма высокого уровня сложности и мастерства. Вы можете увидеть и монохромные граффити на тему религии и европейского Средневековья у станции метро «Китай-город», и цветные работы типа «Панели настройки» в Останкине, и даже зеркальные мозаики проекта «Небесные рыбы», который вот уже несколько лет пополняется все новыми обитателями глубин — реальными и мифическими.
Текст: Зоя Москворецкая

С самого зарождения уличного искусства, что на Западе в 60-х, что у нас в 90-х, между художниками и представителями правопорядка продолжается дискуссия на тему легальности подобной деятельности. Иногда стрит-арт приравнивается к вандализму, и, по мнению представителей полиции и власти, это творчество должно пресекаться и караться в соответствии с законом. Поэтому рисовать нужно быстро, убегать иногда еще быстрее, а даже если и получится закончить работу, то уже на следующий день коммунальные службы могут ее закрасить, или свои же «товарищи по цеху» нарисуют поверх что-то совсем другое. Но если художник хочет создать нечто монументальное и надолго, ему приходится искать компромисс: доказывать городским службам, что его произведение не несет деструктивных настроений, показывать эскиз, рассчитывать стоимость работы. Зато есть надежда, что творение пробудет на стене дольше обычной «нелегальной» работы и его увидит больше людей.

Проект «Небесные рыбы», который художники-витражисты Дарья и Иван Никитины придумали несколько лет назад, начинался с совсем маленьких зеркальных рыбок размером с журнальный разворот. Теперь же Дарья и Иван собирают мозаики высотой в несколько метров. Как у них это получается и с какими сложностями при этом приходится сталкиваться, расспросила «Русская рыба».

— Дарья, расскажите, как давно вы с Иваном создаете «небесных рыб»? Сколько морских животных уже «плавает» и отражает солнечный и лунный свет на зданиях Москвы?

— Наш проект существует с 2012 года. За это время мы сделали уже около ста композиций. А если считать в рыбах… На одном только панно «Глубина 1000 метров», что в Образовательном центре № 1409, более трехсот тунцов!

— Какая «небесная рыба» была самой первой? Сохранилась ли она?

— Самой первой нашей рыбой был глубоководный удильшик в переходе под Ленинградским проспектом. Он прожил всего один день.

— Сколько времени уходит на создание одной такой рыбы, осьминога, черепашки?

— От трех дней до трех месяцев. Зависит от размера и сложности композиции. Мы создаем и прорабатываем эскиз, за ним — рисунок в натуральную величину, режем мозаику, делаем гравировку, монтаж, затирку, оттирку… В отличие от привычного всем граффити, это сложный, многоэтапный процесс.

На создание одной мозаики может уйти от трех дней до нескольких месяцев. Но такие изображения порой представляют собой настоящие произведения искусства.

— Какую работу было сложнее всего выкладывать и вообще создавать?

— Наверное, это «Дракон Хаку» (Летающий и водоплавающий персонаж аниме-мультфильма. — Прим. ред.) на стене торгового центра на Ходынском бульваре. Это не самая большая, но одна из самых сложных и масштабных наших работ. В ней более трех тысяч элементов.

— Зеркала покупаете оптом или в розницу для каждой новой работы? Может быть, вам уже предоставляют скидки, как постоянным покупателям? Как вы крепите свои работы на фасад здания?

— Зеркала мы покупаем в розницу, так как мастерская у нас маленькая и хранить их негде. Скидок пока никто не предлагал. Зеркало мы нарезаем в мастерской по рисунку. Все элементы имеют гладкий, аккуратный торец, это возможно только при нарезке профессиональным инструментом. Крепим на стене с помощью специального клея типа «жидких гвоздей» для фасадных работ. Они не портят амальгаму зеркала, очень прочны и устойчивы к перепадам температур.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь, если хотите разместить новую работу? Бывают ли проблемы с владельцами зданий, администрацией района? Как вы их решаете?

— Основная трудность — это согласование стен под большие работы. Маленькие мы монтируем на свой риск, но собирать большие мозаики, на которые может уйти месяц, возможно только на «легальной» стене. А с чиновниками мы не умеем договариваться… Хорошо, когда кто-то помогает. Вот, например, друг нашего проекта Владимир Иванов согласовал нам стены под три работы. Спасибо ему!

— Все ли «небесные рыбы» сейчас на своих местах? Как вы относитесь к тому, что другие художники могут закрасить или повредить вашу работу? Известный граффити-артист Бэнкси говорил, что уличное искусство принадлежит улице и потому нормально, если произведения не живут долго. Какова ваша позиция?

— На сегодняшний день уничтожена минимум треть наших работ. Особенно жалко было «Черепах» и «Сельдяного короля» на Новослободской… Но мы к этому философски относимся. Ваня называет это «диалогом с улицей».

— Над чем вы сейчас работаете, если не секрет? Чего нам ждать от вас в ближайшем будущем?

— Сейчас мы хотим расширить географию нашего проекта. В России сезон для стрит-арта короткий, три-четыре месяца. В этом году из-за погоды получился и вовсе один. Так что пока копим силы к новому сезону, который начнется в мае.

— Любите ли вы с Иваном рыбные блюда или вообще морепродукты? Умеете ли их готовить?

— Я умею солить семгу и жарить то, что Ваня поймает. Иван прекрасно готовит рыбу. Умеет и солить, и коптить, и сушить…

— Любите ли рыбалку, дайвинг?

— Я очень люблю снорклинг — плавание с маской, трубкой и ластами. Для меня это огромный источник вдохновения. Иван любит рыбалку, умеет сам делать снасти. У него огромный опыт, набранный за годы экстремальных походов.

Главное в уличной живописи — заранее договориться с местными властями. Иначе придет дворник, и шедевр будет безжалостно закрашен. К счастью, такое случается все реже.

— Не могли бы вы назвать несколько адресов в Москве, где сейчас точно есть ваши работы, чтобы желающие могли увидеть их воочию?

– «Дракон Хаку»: Ходынский бульвар, 4, ТЦ «Авиапарк», желтый корпус, сторона на закат;

«Бык»: ул. Самора Машелы, 6/4;

«Косяк тунцов»: Образовательный центр № 1409, Ходынский бульвар, 3;

«Каракатица»: Петровско-Разумовская аллея, д. 8;

«Луна»: Петровско-Разумовская аллея, д. 2;

«Пингвины»: ул. Верхняя Масловка, д. 8, со стороны ул. Мишина;

«Ника»: ул. Часовая, 7;

«Глубоководный удильщик»: ул. Верхняя Масловка, 7с3;

«Рогатая рыба»: ул. Мартеновская, 15кс2;

«Рыба с прозрачным мозгом»: ул. Мартеновская, 14 с1;

«Мурены»:ул. Братская, 26, торец дома;

«Удильщик»: напротив причала «Воробьевы горы».

Милана Кулёва, пресс-секретарь Образовательного центра № 1409: «Фактурное панно, которое сейчас размещено в главном холле нашей гимназии, Иван и Дарья создали по специальному заказу в 2013 году. Оно гармонично вписалось в интерьеры гимназии и создает для учащихся и педагогов атмосферу творчества. Это настоящий эксклюзив, на который сразу обращаешь внимание. Наш образовательный центр старается способствовать всестороннему развитию личности наших учеников, поэтому для нас важно окружать детей объектами красоты и таланта».

 


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Интервью | 27.03.2018 №6/январь-февраль 2018/