Технологии   №3 /июль-август 2020/

«Франкенфиш» пролез на стол

В мире ожидается первый промышленный урожай генетически модифицированого атлантического лосося в 1200 тонн

В мире ожидается первый промышленный урожай генетически модифицированого атлантического лосося AquAdvantage в 1200 тонн, который производит американская компания AquaBounty. Многочисленные протесты экоактивистов в течение нескольких лет не смогли воспрепятствовать выводу на рынок сомнительной рыбы. Там, где дело касается больших перспектив и крупных прибылей, результат во многом заранее предсказуем.

Текст: Сергей Сибиряк

Нынешние два предприятия массачусетской инновационной компании AquaBounty в Индиане и в Ролло-Бей на острове Принца Эдуарда способны производить 1200 тонн и 250 тонн генномодифицированного лосося соответственно. Первый урожай в Индиане будет собран уже этим летом, а к концу года до товарных размеров вырастет и лосось на острове Принца Эдуарда.

«Наша цель — достичь к 2027 году годового объема производства не менее 50 тысяч тонн, — говорится в пресс-релизе AquaBounty. — Мы также стремимся получить нормативное одобрение для лосося AquAdvantage в Бразилии, Аргентине, Израиле и Китае. После одобрения в этих местах мы планируем коммерциализацию путем объединения партнерств, совместных предприятий и лицензионных соглашений».

История не самой рыбы, которую создали вообще-то еще в конце 1990-х годов, а борьбы за ее запрет для употребления в пищу, началась в 2015 году, когда возможность ее массового производства приобрела реальные очертания. Уже в ноябре 2017 года после длительных дебатов американское Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) признало генномодифицированного лосося идентичным натуральному. Правда, на прилавки американских супермаркетов он тогда не попал — управление не разработало правил маркировки этой ГМО-продукции. Инновационная массачусетская компания и FDA первоначально вообще хотели обойтись без маркировки: мол, если идентичный природному, то зачем? Это может отпугнуть покупателей. Но протесты общественности и доводы, что потребитель все-таки должен знать, что ест, возымели эффект. ГМО-лосось решили специальным образом маркировать. В апреле 2018 года компания уже подала в канадские органы заявку на строительство рыборазводного завода на острове Принца Эдуарда, а 19 мая министерство сельского хозяйства Канады официально подтвердило, что AquAdvantage можно употреблять в пищу.

Икра лосося в лаборатории

Напомним, что атлантический лосось AquAdvantage содержит гормон роста от чавычи и ген угреподобного вида, называемого американская бельдюга — эта комбинация помогает ему вырастать достаточно большим всего за 18 месяцев вместо обычных трех лет, и за это время он съедает на 25% меньше дорогостоящего корма из рыбной муки.

Экологические активисты из Америки и Канады активно протестовали против строительства крупного промышленного завода на острове Принца Эдуарда, на котором будет выращиваться рыба, уже прозванная «Франкенфиш» по аналогии с литературным монстром Франкенштейном.

Заведующий лабораторией молекулярной генетики Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Николай Мюге рассказал обозревателю «Русской рыбы» про некоторые нюансы ситуации с первым в мире ГМО-лососем.

Эксперт полагает, что проблема употребления ГМО — это на сегодняшний момент просто вопрос веры. Нет никаких исследований, которые стопроцентно доказывали бы вред или безвредность этой продукции. И хотя эксперименты проводились, и много раз, однозначно трактовать их результаты невозможно.

Икра ГМО-лосося в цехе предприятия

Интересно, что и в России раньше проводились ровно такие же эксперименты с карпом, но у нас, во-первых, их посчитали неудачными, а во-вторых, российское законодательство уже давно запретило выращивать ГМО-продукты в стране.

А вот экономическая составляющая проблемы представляет определенный интерес. Как показывает опыт с генномодифицированными растениями, здесь идет такая жесткая конкурентная борьба производителей за рынок сбыта, что о каких-то правилах и регулировании говорить не принято. Фирмы, производящие семена, любыми способами стараются «подсадить» сельхозпроизводителей на свои сорта, уничтожая в целых странах традиционную сельскохозяйственную науку. В один прекрасный момент оказывается, что без ГМО-семян уже нельзя, поскольку все компетенции по устойчивому и высокопродуктивному семеноводству утеряны, и волей-неволей каждый год нужно покупать семена у производителя, но уже заметно дороже. Ведь ГМО-семена одноразовые.

В рыбной отрасли ситуация может быть похожей. Пока, правда, ГМО-лосось конкурент не нам, а Норвегии, поскольку в России лососевая аквакультура не очень развита, да и мы сами широко используем норвежский посадочный материал. Норвежские рыбоводы активно занимаются селекцией атлантического лосося и достигли здесь уже определенных результатов. Но рыбу, которую выращивают в садках, нужно генетически поддерживать, поскольку у нее в таких тепличных условиях происходят мутации, и «урожайность» со временем заметно падает. Поэтому в обычном свободном экономическом соревновании генетически модифицированный лосось, скорее всего, быстро вытеснит аквакультурного, так как и растет быстрее, и есть меньше. А за посадочным материалом придется идти к AquBounty, которая, естественно, свое «изобретение» запатентовала. Поэтому здесь вопрос не столько вреда от употребления ГМО-продукции, сколько продовольственной безопасности, защиты собственных рынков. Есть много стран, где ГМО-продукция запрещена, в частности, в той же Европе. И это уже давно не вопрос сохранения здоровья, а вполне определенный барьер для иностранных производителей.

В США, скорее всего, генномодифицированный лосось есть будут. Американцы употребляют много ГМО-продуктов, пока, правда, растительного происхождения, и в своей массе не испытывают больших предубеждений по этому поводу. Более того, их уже давно убедили, что это неизбежно, и таким образом они даже снижают нагрузку на природную среду. Новизна проблемы для протестующих экологов в данном случае была лишь в том, что непонятно: если AquAdvantage сбежит на волю и начнет скрещиваться с диким лососем, не навредит ли он последнему? С норвежских ферм во фьордах лососи «сбегают» регулярно и в больших количествах, и это совсем не улучшает генетику популяций диких особей.

Резервуары для выращивания ГМО-лосося

Но американские инноваторы собираются идти уже проторенной дорогой. В январе, еще до эпидемии коронавируса, Институт устойчивых продовольственных систем Университета Флориды организовал мероприятие, на котором рассматривались вопросы инноваций в рыбной промышленности. На нем президент и главный исполнительный директор AquaBounty Сильвия Вульф рассказала, как компании, занимающиеся аквакультурой, производят выращиваемого в хозяйстве лосося в среде обитания, сходной с естественной средой, без использования антибиотиков.

«Мы не можем выловить достаточно рыбы, чтобы удовлетворить спрос на потребление морепродуктов, — заявила она. — У океанского рыболовства есть свои проблемы, и количество лицензий на вылов не растет. Нам нужно создавать другой способ выращивания рыбы, и я считаю, что биотехнология является одним из инструментов, которые мы должны принять, чтобы решить глобальные проблемы».

«Нам потребовалось 25 лет, чтобы наша рыба получила одобрение. Но мы всегда говорили, что не будем скрывать происхождение своего лосося. Мы не можем позволить политике встать на пути здоровой науки и решения проблем голода населения Земли. Если вы посмотрите на Северную Америку, большая часть нашего лосося импортируется, а это приводит к углеродному следу, который влияет на нашу окружающую среду», — приводит коммерсант все те же самые доказательства необходимости разведения генномодифицированной рыбы.

И ведь попробуй возрази! Так что те, кто выступает против ГМО-рыбы, вдруг оказываются противниками человечности и ретроградами, противостоящими научному прогрессу, несущему счастье всему человечеству. Такой вот простой и прямолинейный подход как раз в духе американской политики. А насколько полезно для человека употреблять такую рыбу или, может быть, даже и вредно — этот вопрос, кажется, уже мало кого из американских политиков и коммерсантов интересует.

В статье использованы фотографии компании AquaBounty


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Технологии | 21.08.2020 №3 /июль-август 2020/