Аквакультура   №4 /сентябрь-октябрь 2020/

Гуманная икра

Икру ценных пород, особенно осетровых, полученную без забоя самки, справедливо называют гуманной

Икру ценных пород, особенно осетровых, полученную без забоя самки, справедливо называют гуманной. Сегодня получение гуманной икры, ее инкубация, выращивание молоди, формирование маточного стада является основой хозяйственной и научной деятельности рыбоводных предприятий России.

Текст: Михаил Умнов

Родом из СССР

Бесконтрольная добыча ценных пород рыб — проблема давняя. Уже в конце XIX века из-за массового и повсеместного использования английских крючков была почти полностью уничтожена белуга в Азовском море и значительно снижена численность других осетровых.

Советская власть навела относительный порядок, увеличила количество рыбоводных пунктов, появившихся задолго до революции. Ихтиологи вылавливали производителей на местах нереста, выбирали текучих самок и после забоя осуществляли забор икры, затем инкубировали ее и выпускали в реку сотни тыс. жизнеспособных личинок. Это способ впоследствии был признан малоэффективным и даже нарушающим естественное размножение. В годы Великой Отечественной войны из-за резкого снижения промышленного промысла численность осетровых естественным образом выросла. В 1950–1960 годах заводам вполне хватало диких производителей из речных или морских уловов того самого «военного» поколения. Однако с каждым годом рыба все реже возвращалась в реки, в том числе в Дон. Перед заводским осетроводством встала насущная проблема, а вместе с ней и крупные госзаказы воспроизводства и пополнения популяций осетровых. В большой степени советский «план по валу» пытался компенсировать огромные потери от зарегулирования основных осетровых рек. Плотины отсекали рыбам доступ к традиционным нерестилищам. Рыбоподъемники, которые должны были обеспечить проход осетровым, из-за конструктивных недоработок показали малую эффективность. В результате вылов зрелых самок на местах исторического размножения стал снижаться из года в год. Дефицит осетровой элиты стал печальной реальностью. К счастью, в конце 1980-х родился метод получения икры осетровых с сохранением жизни производителей. Его автором стал ихтиолог Сергей Борисович Подушка, в настоящее время вице-президент Союза осетроводов России, член Совета по осетровым рыбам Межведомственной ихтиологической комиссии, пенсионер. Готовя этот материал, мы связались с ним и попросили ответить на несколько вопросов.

Автор метода получения «гуманной икры» С.Б. Подушка за работой

— Сергей Борисович, как рождался ваш метод, что этому предшествовало, как внедрялся?

— Я заканчивал кафедру ихтиологии и гидробиологии Ленинградского государственного университета. Осетровые и осетроводство были важнейшими направлениями, изучаемыми и разрабатываемыми на кафедре. Моим руководителем был известный ихтиолог и рыбовод — проф. Б.Н. Казанский, один из основоположников заводского осетроводства в СССР. Будучи студентом и аспирантом, а позже сотрудником кафедры, я ежегодно выезжал на осетровые рыбоводные заводы в различные регионы и мог собственными глазами видеть достижения и недостатки осетроводства. Одним из основных недостатков было то, что рыбу убивали при однократном получении икры.

В 60-е годы стало зарождаться товарное осетроводство. В том числе начались работы с выращенными производителями бестера. Был разработан и опубликован И.А. Бурцевым способ прижизненного получения икры у осетровых путем вскрытия брюшной полости, изъятия зрелой икры и наложения на разрез хирургических швов, получивший позже название метод «кесарева сечения». Эта работа произвела на меня, тогда студента, большое впечатление, поскольку трудно было себе представить, что рыба способна выдержать подобную процедуру.

Позже я задумался: почему же у большинства рыб зрелую икру можно свободно выдавить из тела самки, а у осетровых нельзя? Изучение анатомии позволило ответить на этот вопрос и разработать более простой и менее травматичный способ получения икры, чем у Бурцева.

Внедрялся новый метод с большим трудом. В СССР содержащихся в неволе маточных стад осетровых было очень мало. А на осетровых рыбоводных заводах диких производителей хватало, и задача сохранять их живыми не ставилась. Единственным человеком, кто сразу оценил достоинства нового метода, был главный рыбовод Конаковского живорыбного завода И.И. Смольянов — выдающийся рыбовод, впервые вырастивший в неволе маточное стадо ленского осетра, которое со временем стало основным поставщиком посадочного материала этого вида в стране. Он получал икру методом Бурцева и понимал, что «кесарево сечение» для масштабного производства недостаточно технологично. Узнав о новом методе, он выслал мне поздравительную телеграмму.

Официально я демонстрировал свой метод в середине 1990-х на совещании рыбоводов в Темрюке на базе осетрового рыбоводного завода. Но широко востребован метод стал лишь в начале нынешнего столетия, когда естественные запасы осетровых в Каспийском и Азовском морях сократились до критического минимума. Я обучал прижизненному получению икры рыбоводов на Селенгинском экспериментальном осетрово-омулевом заводе в Бурятии, в БИОСе в Астраханской области и на Донском осетровом заводе. Многие рыбоводы приезжали учиться в Кармановский рыбхоз в Башкирии, где я проводил нерестовые кампании в течение 20 лет. В общем-то способ достаточно прост и грамотному рыбоводу достаточно один раз посмотреть, чтобы потом проводить получение икры самостоятельно.

— Как широко распространен Ваш метод, есть ли альтернативный метод, в том числе в других странах? Изменился ли метод с момента внедрения?

— Сейчас по России и странам СНГ мой метод получения овулировавшей икры используется повсеместно. Что касается стран дальнего зарубежья, то полной информацией я не располагаю, но думаю, что во многих случаях, особенно там, где побывали наши специалисты, этот способ тоже используется. С момента внедрения метод принципиально не менялся. Конечно, у каждого рыбовода своя рука и свои особенности и тонкости работы, но принцип везде один.

Благодаря использованию метода удалось узнать много нового о биологии осетровых: уточнить, как часто и сколько раз в жизни они могут метать икру. Ранее среди ихтиологов велись споры, могут ли осетровые метать икру каждый год. Контроль за рыбами на рыбоводных предприятиях показал, что могут. Стерлядь, как правило, нерестится каждый год. Для более крупных видов ежегодный нерест — это редкость, обычно нерестовый интервал составляет 2–4  года, в зависимости от вида и условий содержания. Стерлядь способна в течение жизни давать икру до 20 раз.

Способ прижизненного получения икры используется и для получения пищевого продукта — соленой икры. Это направление развивается бурными темпами.

Эра милосердия

Метод, разработанный С.Б. Подушкой, по сути стал переломным в отечественном и, видимо, мировом осетроводстве. Главное достоинство новой методики, как и утверждает ее автор, в ее простоте и быстроте, способной обеспечить производственный поток.

Суть метода вкратце такова. После отбора самок со зрелой икрой (как правило IV стадии) им, как и самцам, делают гипофизарные инъекции (метод разработан советским биологом Н.Л. Гербильским в 1936 году и с конца 1950-х введен в заводскую практику), вызывающие увеличение количества гонадотропного гормона гипофиза в крови. Та же реакция у рыб происходит в природной среде под влиянием нерестовых условий. В результате в течение нескольких часов половые железы самок достигают предельной V стадии зрелости. Рыба готова к дойке. Ее помещают на специальный наклонный стол брюхом вверх, через половое отверстие вводят скальпель и делают небольшой надрез (1–2 см) стенки одного или обоих яйцеводов (точнее говоря, мочеточников), открывая доступ в брюшную полость, где и содержится икра осетровых. Края разреза поддерживают открытыми с помощью разведенных лапок пинцета или хирургического зажима. Сцеживание сопровождается массированием брюшной полости и сгоном икры из верхней части брюшной полости к генитальному отверстию. Как правило, во время первого сцеживания удается извлечь 90% икры, после чего рыбу возвращают в воду. Для второй, а иногда и последующих доек новый разрез не требуется. Также нет необходимости зашивать разрез, через некоторое время стенки мочеточника срастаются сами. Как правило, рыба спокойно переносит вышеописанную процедуру. При ее грамотном выполнении выживаемость самок почти стопроцентная.

После введения запрета на промышленный лов и, соответственно, забой рыбоводные заводы были вынуждены сконцентрировать усилия на решении задачи, не предусмотренной советскими проектами. Речь идет о формировании собственного ремонтноматочного стада (РМС). Эта комплексная задача сегодня решается объединенными усилиями рыбоводов, биологов, генетиков, предпринимателей, однако в ее основе лежит методика получения гуманной икры, разработанная С.Б. Подушкой. Другой альтернативы человек не оставил ни себе, ни царь-рыбе.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Аквакультура | 05.10.2020 №4 /сентябрь-октябрь 2020/