На сессии ПМЭФ-2022 «Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру» руководитель Росрыболовства Илья Шестаков рассказал о проблемах и перспективах создания в России современного флота для рыбной отрасли.
В 2016 году Президент России Владимир Путин подписал закон об инвестиционных квотах – о выделении долей квот под строительство новых судов на отечественных верфях и береговых заводов по переработке уловов. После распада Советского Союза рыбаки обновляли флот в основном за счет покупки уже бывших в эксплуатации судов зарубежной постройки. К моменту принятия решения Президентом России о внедрении программы инвестиционных квот средний возраст судов вырос до 35 лет, износ перешагнул 90%, росли затраты на поддержание эксплуатационных характеристик флота. Рыбаки начали вкладывать деньги в обновление своих производственных мощностей (флот и переработку уловов), повышать эффективность своей работы и отрасли.
В России впервые начали строить рыбопромысловый флот: современный, высокотехнологичный, разного водоизмещения и под разные объекты промысла: свежьевики – для береговых предприятий, автономные морозильные траулеры с безотходной переработкой на борту для многомесячной работы в море. Благодаря первому этапу распределения квот в обмен на инвестиции флот пополнится на 64 единицы (объем инвестиций около 204,7 млрд руб.). На Северном бассейне обновление достигнет 80% по мощности, на Дальнем Востоке — на 40%. Необходимо продолжать программу строительства судов для дальневосточников, где добывается около 70% общероссийского вылова рыбы и морепродуктов. Кроме механизма инвестквот была внедрена другая госпрограмма – крабовые аукционы с инвестиционными обязательствами, благодаря которой кроме рыбопромысловых судов строится еще 41 краболов. Объем инвестиционных обязательств по строительству судов-краболовов составил порядка 61 млрд руб. Все краболовы должны пополнить флот не позднее 2025 года. По обеим программам будут построены 105 судов. На данный момент готовы и переданы рыбакам 6 рыбопромысловых судов и три краболова.
Глава Росрыболовства отметил высокую загрузку судостроительных мощностей в связи с потребностями отрасли. «На заказы рыбаков приходится треть гражданского судостроения. Сейчас заключено 64 контракта на рыболовецкие суда и 41 – на строительство краболовов. И это не какие-то шаланды, это траулеры, которые могут перерабатывать 100% уловов прямо на борту, современные суда, которые будут работать по сертификации ECO-S. Это такие технологии, которых сейчас еще нет в мире (на рыбопромысловом флоте). Например, забор тепла от рабочего двигателя, для того чтобы обогревать непосредственно жилые помещения. И далее, и далее», — сказал Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства подчеркнул, что в сложившейся ситуации самое важное, чтобы суда строились в срок: из-за пандемии и новых санкций сроки сильно сдвинулись, это связано с необходимостью импортозамещения судового оборудования и комплектующих. Для решения всех вопросов по бесперебойной стройке Росрыболовство ведет активную работу совместно с Минпромторгом и ОСК. По словам руководителя Росрыболовства, часть судов вне зоны риска, но некоторые проекты придется перепроектировать. В связи с этим Правительством принято решение продлить сроки реализации проектов.
В то же время есть потребности и в новых объектах инвестиций. «Есть два важных направления на перспективу. Первое, что сейчас почти отсутствует для рыбопромыслового флота и то, что очень важно — это рефрижераторные транспортные суда. По программе инвестквот мы планируем обновить флот на 80% по мощности на основных наших бассейнах — Дальневосточном и Северном. Чем мы будем поставлять выловленную, качественную рыбу? Если будем привозить на берег старыми транспортами, то потеряем качество в этой холодной цепочке. Поэтому за счет второго этапа инвестквот будем стимулировать строительство рефрижераторного флота. Второе важное направление — строительство научно-исследовательских судов. Обновление научно-исследовательского флота необходимо для расширения ресурсной базы отечественного рыболовства», — сказал Илья Шестаков.
Завершая выступление, глава Росрыболовства рассказал о работе новых судов, уже вышедших на промысел. «Работают отлично! Об этом говорят и капитаны, и судовладельцы. Поэтому, если характеризовать строительство судов в России сейчас: долго, дорого, но очень качественно», — подчеркнул Илья Шестаков.
Так, в Баренцевом море успешно ловит треску новый пароход «Норвежское море» Архангельского тралового флота, добывает сельдь и минтай «Командор» рыболовецкого колхоза им. Ленина у берегов Камчатки. Благодаря механизму инвестиционных квот в Калининграде строится крупнейшее современное рыбопромысловое судно — более 120 метров «Виктор Гаврилов» для камчатских рыбаков, серия из десяти 108-метровых траулеров-процессоров на АО «Адмиралтейские верфи» для ООО «Русская рыбопромышленная компания», а также серия из десяти 80-метровых судов для группы компаний «Норебо» на ПАО СЗ «Северная верфь». Задача инвестиций и модернизации отрасли – уход от сырьевой направленности экспорта и увеличение его стоимости, переработка уловов на судах и на берегу, насыщение внутреннего рынка качественной и доступной рыбной продукцией, обеспечение рабочими местами населения и поступление средств в бюджеты всех уровней.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства