В середине мая этого года на Хабаровском судостроительном заводе, входящем в состав Объединенной судостроительной компании (ОСК) состоялось поистине знаковое событие: спуск на воду первого из двух краболовов, построенных в рамках реализации программы инвестквот. Причем судно было построено с опережением графика, — событие для отечественного судостроения исключительное.
Ударная динамика строительства первого краболова с красивым названием «Омолон», что на юкагирском языке означает «Хорошая река», была отмечена еще год назад — во время визита на ХСЗ полномочного представителя президента РФ в ДВО Юрия Трутнева. Ознакомившись с ходом работ на месте, вице-премьер заметил:
«Созданный по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина механизм «квоты в обмен на инвестиции» работает. Он дает рабочие места, помогает подняться предприятиям, которые были до этого в сложном состоянии. Мы будем обсуждать, как дальше развивать этот механизм, потому что польза от него, вне всякого сомнения, есть».
Для заводчан эти слова имеют особый смысл. Основанный в 1953 году для строительства кораблей противолодочной обороны Тихоокеанскому флоту Хабаровский судостроительный завод выпустил около 360 судов, в основном военного назначения. Заказ на промысловые суда стал первым с 2015 года, и тому были серьезные финансово-экономические причины, проще говоря, огромные долги завода и, как следствие, отсутствие заказов, незагруженность производственных мощностей.
«Заводу нужно доверие со стороны компаний-заказчиков, — подчеркнул Юрий Трутнев. — Потому что заказывает краболовы не государство. Ловят крабов частные компании. Они должны быть уверены, что завод в состоянии выполнить заказ в отведенные сроки за те деньги, которые выделены, и с необходимым качеством. Если завод построит первые краболовы вовремя, то вероятность, что будут новые заказы, весьма высокая. Тогда и мы сможем помогать. Доверие не подписывается на бланке, его надо заслужить. Мне кажется, завод оживает, прогресс есть. Это очень важно».
Судостроители ХСЗ оправдали доверие правительства. Спуск на воду первого краболова без преувеличения стал вторым рождением судоверфи. Примечательно, что раньше на ХСЗ для промыслового флота вообще никогда не строили. Сегодня у врио гендиректора завода Андрея Бекасова большие планы: «В этом году планируем заключить контракты на 4 судна». Речь идет о морских буксирах и амфибийном судне на воздушной подушке. По расчётам к 2023 году загрузка завода будет 100-процентной…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.