Введение в строй новых современных судов со специальными рыбными цехами и строительство на берегу рыбоперерабатывающих заводов, способных выпускать большой ассортимент самых разных сложных продуктов, заставляют по-новому подойти к профессии «рыбопереработчик». Отход от многолетней сырьевой модели развития рыбной отрасли и ускоренное развитие аквакультуры заставляют готовить высококвалифицированных разносторонних специалистов, а не делать акцент на привлечения в рыбные цеха все больше и больше мигрантов из ближнего Зарубежья.
Ставка на интеллект
При разработке Стратегии развития рыбопромышленного комплекса до 2030 года, которая была принята правительством в 2020 году, специалисты исходили из того, что рыбопереработка будет интересна и востребована именно молодыми людьми, которые должны прийти на новые рабочие места, рассказал начальник управления экономики и инвестиций Федерального агентства по рыболовству Андрей Михалевич.
«Сегодняшний пакет инвестиций в отрасль только по судостроению составляет порядка 300 млрд рублей. — отметил Андрей Михалевич. — А строительство 27 рыбоперерабатывающих заводов создаст еще более 4 тысяч высокопроизводительных рабочих мест на берегу, для которых нужно подготовить соответствующие кадры. Чтобы на эти места пришла молодежь, там должны быть цифровые технологии, высокая производительность труда, которая напрямую влияет на уровень зарплат».
На старые суда, которым по 30–40 лет, и старые заводы, где велика доля ручного труда, молодых специалистов не заманишь, признают в Росрыболовстве. А они очень нужны. За то время, когда из 5 млн тонн вылова 4 млн тонн приходилось на простую мороженую продукцию, отрасль утеряла многие собственные компетенции глубокой переработки, специалисты ориентировались на зарубежное оборудование, которое и сейчас составляет порядка 70–80% всех технологических линий. Теперь же новые умения и навыки нужно приобретать заново, учиться работать на отечественном оборудовании, а это лучше всего получится именно у молодежи. Тем более что само производство и технологии сильно изменились. Слишком мало осталось тех, кто застал еще на советских судах полноценные рыбные фабрики. Сегодня же такие суда на новом технологическом уровне вновь появляются в море, на них выпускают сурими и филе. Современный рыбообрабатывающий завод на берегу — уже не только производство. К нему, как правило, добавляется полноценный порт для захода и разгрузки судов, много холодильного оборудования, транспортные мощности. И организовывать все процессы здесь нужно на совершенно новых принципах и новых цифровых линиях управления…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.