После некоторого периода застоя, связанного с западными санкциями и необходимостью перепроектировки кораблей под отечественное и закупленное в дружественных государствах оборудование, наша кораблестроительная отрасль набрала темп и уже приступила к строительству судов по второму этапу инвестиционных квот. В прошлом остались опасения, что российское машиностроение не вытянет производство самых современных и больших в мире рыбодобывающих судов.
Инвестквоты 2.0
В ноябре 2024 года Росрыболовство провело очередной электронный аукцион по закреплению квот добычи краба, по которому рыболовные компании обязались построить три краболова и два логистических комплекса. Эти краболовы относятся к среднетоннажным судам длиной свыше 50 метров, а логистические комплексы относятся к крупным объектам.
Второй этап предполагает строительство 46 судов и 6 логистических комплексов: четыре на Дальнем Востоке и два в Северном бассейне. Из общего количества судов есть обязательства по строительству четырех крупных транспортных рефрижераторов, а комплексы будут оборудованы современными холодильными мощностями и контейнерными площадками.
Решение о запуске второго этапа принималось в очень сложное время — в конце 2022 года, в самый разгар антироссийской истерии и номерных санкционных пакетов. Многим казалось, что даже закончить первый этап не удастся — ведь каждая рыболовная компания заказала себе суда по индивидуальным проектам, и естественно, напичканные западным оборудованием. Нужно было построить 105 судов, но при этом было 58 инвесторов и 27 индивидуальных проектов. Многие предлагали закончить сначала первый этап и посмотреть на результаты. Но решение оказалось правильным. Если бы не было зарезервированных планов второго этапа, то ограниченные судостроительные мощности оказались бы заняты кораблями других типов — сухогрузами, танкерами, балкерами, газовозами. На все эти серии сейчас стоит большая очередь из российских компаний, а рыболовным компаниям пришлось бы ждать, когда в строй войдут новые верфи и доки. А теперь, спустя всего два года, есть уверенность, что хоть и с некоторым опозданием, но оба этапа будут реализованы, причем с очень хорошим импульсом для всего российского судостроения, новым качественным скачком судоремонта и морского машиностроения. Уже сейчас по второму этапу инвестиционных квот заключены договоры на строительство 31 судна, одно из них (краболов) даже сдано инвестору…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.