Экономика

Продавец дешевой рыбы временно недоступен

Что случилось с проектом «Доступная рыба для приморцев»?

В 2016 году вся отраслевая общественность с интересом следила за проектом «Доступная рыба для приморцев». Сначала многие порадовались его старту, всем ведь хочется, чтобы рыба на прилавках магазинов была свежей и недорогой. И действительно, цена на рыбу в рамках этой программы была в два раза ниже, чем в магазинах. Но затем программу временно приостановили. Директор представительства рыболовецкого колхоза «Красный труженик» из Владивостока Людмила Беззубкина открыто обвинила в этом железнодорожников и особенно портовиков, которые установили чрезмерно высокие цены на хранение рыбы в портовых холодильниках. «Русская рыба» попробовала разобраться в ситуации.
Текст: Сергей Плетнев

«Килограмм неразделанной наваги в порту во Владивостоке стоит 37 рублей. Грузовые составляют два рубля, хранение — семь рублей, провоз до Москвы — 16 рублей, до Новосибирска — 12. В результате в Москве килограмм этой же рыбы стоит уже 62 рубля в опте, в рознице — 100 рублей и выше, в Новосибирске — 58 рублей в опте, в рознице — 75 рублей. А если рыба не отгружается сразу в вагон, то ее стоимость прогрессивно растет с каждым днем», — сетовала Людмила Беззубкина в своих многочисленных выступлениях и интервью.

Но все ли так просто? Страна у нас большая, ковра-самолета для перевозок пока не изобрели, телепортироваться рыба тоже не умеет. В противном случае жители не только Приморского края, но и всей России уже давно ели бы дешевую навагу, горбушу, минтай и сельдь. Но просто не получается: за дешевую рыбу кто-то должен платить.
К примеру, в Приморском крае уже якобы давно ездят машины-рефрижераторы одного политического деятеля, в которых можно купить рыбу раза в два дешевле, чем на рынке, опять же под лозунгом «доступная рыба». Разницу компенсирует некий фонд. В этом, конечно, есть элементы пиара, но если хоть некоторая часть малообеспеченных приморцев может приобрести хороший продукт по низкой цене, то это уже большой плюс. В случае с социальной программой «Доступная рыба для приморцев» организаторы тоже хотели как лучше.

fishproekt_11Высокие тарифы на хранение в портовых холодильниках Приморья — это извечная проблема, как, собственно, и сами холодильники, большинство из которых является уже памятниками советской архитектуры, холодными в прямом и переносном смысле. Известно, что летом и осенью, во время путины, тарифы традиционно возрастают для того, чтобы рыбу грузили прямо в вагоны. Но тут тарифы поднялись сразу в пять раз, что для недорогой «социальной» рыбы, конечно, весьма существенно и для простого потребителя непонятно. В чем же причина?

Как известно, в советское время Приморский край был главной рыболовной базой огромной в этих же портах уже более 80 тысяч тонн холодильных мощностей, перегрузка — меньше миллиона тонн, а каждое лето и осень — проблемы.

Член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана, выступая осенью на конференции «Рыбного союза», объяснил ситуацию примерно следующим образом. Рыбы летом и зимой в порт приходит примерно одинаковое количество, но уезжает зимой больше, а летом — гораздо меньше. Вот тут и происходит затоваривание. Зимой проще: на улице холодно, и рыбу вполне можно перевозить в дешевых вагонах-термосах и старых изотермических вагонах.

А вот современных рефрижераторных контейнеров, способных перевозить рыбу и летом, на железной дороге мало, порядка четырех тысяч, то есть примерно чуть больше трети всего подвижного состава. Получается, что летом перевозить дорого, а зимой дешево, вот все и стремятся в теплое время года подержать рыбу в холодильниках, благо до недавнего времени цена за хранение была невысока: полтора рубля за килограмм в месяц. Снизить цену владельцы современных рефрижераторных вагонов не могут. Они и так не работали полгода из-за конкурентов, когда же им зарабатывать, как не летом? И всегда портовики взвинчивали цену летом и осенью, чтобы добиться прямого перегруза с судна сразу в вагоны, несмотря на то, что они дороги.

Без коренной модернизации портовой инфраструктуры и строительства новых рефрижераторных вагонов рыба не может стоить дешево. Вернее, может, но недолго.

С точки зрения простого потребителя, проблема решается достаточно просто. Нужно просто построить дополнительные холодильные склады, которые рано или поздно окупятся. Представители Владивостокского порта, к слову, неоднократно заявляли о своем желании построить такой новый склад на 40 тысяч тонн. Но на практике портовая инфраструктура представляет собой настолько запутанный клубок интересов, что быстро реализовать задуманное удается далеко не всегда.

В итоге статус-кво сохраняется, тарифы скачут, и небольшой рыболовецкий колхоз «Красный труженик» начинает проигрывать в конкуренции крупным компаниям, которые имеют возможность платить несколько рублей за килограмм, тогда как маленькие фирмы не могут. И это касается всех небольших предприятий. Они вообще проигрывают крупным, поскольку их эффективность ниже. В советскую эпоху государство поддерживало их, предоставляя почти бесплатно топливо и ряд других материалов, но теперь такой возможности нет, времена другие.

fishproekt_12Можно объявлять какие-то социальные программы, это выглядит солидно и благородно, но просить под них преференции, ссылаясь на социальную значимость, — это уже другой вопрос, и решаться он должен по-другому. В частности, правительство побуждает строить новые, более эффективные суда, улучшать логистику, создавать специальные терминалы, обновлять подвижной состав, создавая для этого благоприятные экономические условия.

И лучшего способа нет: популизм и дебаты о социальной значимости решить проблему не помогут. В правовом поле вообще нет такого понятия, как «социально значимая рыба», и между рыбодобытчиками и портовиками действуют отношения на основе частной собственности, где на первом месте вполне логично стоит прибыль. Поддерживать какие-либо социальные программы, или нет, решает сам собственник. Более того, он не вправе выставлять своим заказчикам разные цены на один и тот же вид услуг. На конференции «Рыбного союза» представитель ФАС прямо заявил Людмиле Беззубкиной, что если тариф на хранение одинаков для всех, то никаких нарушений быть не может, иначе получится уже дискриминация крупных компаний в пользу небольших. Можно попросить государство, как и прежде, о дотациях. Скорее всего, этого не будет. Сами рыбаки на своем съезде объявили рыбную отрасль самодостаточным видом деятельности. Но в любом случае это палка о двух концах. Даже если сегодня есть деньги на дотации, при изменении экономической конъюнктуры завтра их может уже не быть. Поэтому лучше сразу строить свою работу так, чтобы не рассчитывать на федеральный бюджет.

Крупным компаниям проще адаптироваться к рынку. Но это не значит, что небольшие рыболовецкие колхозы нужно бросать на произвол судьбы.

Тем не менее правительство хорошо понимает социальную значимость небольших рыболовецких колхозов, их роль в отдаленных регионах. Оно рассчитывает, что прибрежное рыболовство как раз и восполнит нехватку свежей охлажденной продукции, существующую в приморских регионах, загрузит местные рыбоперерабатывающие производства. Для этого компаниям установлен повышенный коэффициент 1,2 к их квотам. При такой деятельности холодильники не очень-то и нужны. Во всяком случае, если действительно продавать рыбу именно в том регионе, где ее и добыли. Так что не исключено, что для приморцев недорогая рыба в итоге доберется.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Экономика | 19.01.2017