Активисты Общероссийского народного фронта, представители Росрыболовства и научного сообщества договорились о совместной работе над «дорожной картой» по рациональному использованию и освоению водных биологических ресурсов в прибрежной зоне Республики Крым и всего Азово-Черноморского бассейна. Решено работать над формированием комплекса мер по нескольким направлениям – экологии, воспроизводству, добыче и охране водных биоресурсов. К такому решению пришли участники экспертного совещания, организованного рабочей группой ОНФ «Честная и эффективная экономика».
Совместная работа должна обеспечить максимально эффективное исполнение поручения президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, озвученного по итогам прошедшего в октябре регионального форума ОНФ в Ялте. Тогда ученые Крыма обсудили с главой государства необходимость работы над сохранением экосистемы прибрежных территорий. После этого Владимир Путин поручил правительству привлечь власти заинтересованных регионов и экспертное сообщество и до 31 марта 2017 г. разработать перечень мер, которые будут способствовать сохранению водных биоресурсов в Азово-Черноморском бассейне, предусмотрев в том числе усиление контроля за соблюдением запрета на донный траловый лов в одномильной прибрежной зоне.
– Мы решили, что не будем ждать, пока нас позовут и спросят нашего мнения как представителей общественных организаций, не будем ждать, пока правительство пришлет нам первый доклад по исполнению поручения и нам останется только критиковать недоработки. Мы сразу начинаем активно участвовать в разработке мер. Для этого мы провели первый мозговой штурм, первую оценку ситуации, сделать которую мы пригласили ученых из Москвы и Крыма, активистов региональных отделений Народного фронта в Симферополе и Севастополе, представителей Росрыболовства, – сказала сопредседатель Центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.
Как сообщает сайт ОНФ, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко акцентировала внимание экспертов на том, что правительство, расписывая поручение президента по исполнителям, упомянуло только власти Республики Крым и Севастополя. Хотя речь в поручении идет о водных биоресурсах всего Азово-Черноморского бассейна, к которому относятся еще несколько российских регионов (Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Саратовская и Тульская области). Эксперты единодушно сошлись во мнении, что в «дорожную карту» необходимо вносить все эти субъекты – точечные усилия, направленные только на побережье Крыма, ситуацию не спасут.
Заведующая лабораторией Института морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского РАН Наталия Мильчакова (Симферополь) отметила, что береговая зона России в Черном и Азовском морях достигает 3 тыс. км, и эта территория обязательно должна быть под надзором государства и ученых. Тем более что возросшая в последние годы интенсивность освоения береговой зоны Черного моря уже привела к тому, что практически повсеместно ученые фиксируют существенное изменение состава и структуры донных биоценозов – совокупности животных, растений, микроорганизмов, сокращение биоресурсов, в том числе промысловых видов рыб и моллюсков. В свою очередь исчезновение моллюсков-фильтраторов привело к снижению самоочистительного потенциала водных биологических систем: на многих участках прибрежной зоны, где располагаются популярные курорты, ухудшилось состояние природных комплексов, снизилась чистота акваторий.
– Все эти проблемы возникли не вчера и будут решены не завтра. Нам необходим мониторинг состояния экосистемы, нужна поддержка рыбохозяйственного комплекса. Но сейчас первоочередная задача – создать комиссию, рабочую группу, которая аккумулирует предложения экспертов, – сказала Наталия Мильчакова.
О необходимости поддержки рыбохозяйственного комплекса, в том числе со стороны науки, говорил и заместитель директора Морского гидрофизического института РАН в Республике Крым Антон Георга-Копулос. Он подчеркнул, что разрешенный разноглубинный трал используется нарушителями для запрещенного законом донного траления, грубо нарушающего экосистему, однако нередко рыбаки делают это, что называется, не от хорошей жизни. И если бы была налажена нормальная рыбопромысловая разведка, то им не пришлось бы бороздить дно в надежде на улов. Еще одна причина, вынуждающая нарушать закон, – устаревший флот и орудия лова, которые технически не позволяют добывать определенные сорта рыбы на средней глубине.
Отвечая на эмоциональные выступления представителей рыбодобывающих компаний Крыма, уверенных, что полный запрет трала приведет к гибели отрасли, эксперты подчеркнули, что не ставят своей целью подобный запрет, понимая, что даже разговоры об этом могут повредить компаниям и отпугнуть инвесторов. Однако контроль за соблюдением закона в этой части должен быть усилен, тем более что технический прогресс не стоит на месте и рыбаки уже научились «прятаться» от спутников.
В свою очередь заместитель начальника Управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству Сергей Камшуков сообщил, что Росрыболовство работает в этом направлении и уже внесло изменения в правила рыболовства для Азовского бассейна, которые должны лишить рыбаков соблазна прибегать к глубинному тралению. Но вопросы контроля переадресовал к пограничникам.
При этом представитель Росрыболовства подчеркнул, что его ведомство готово сотрудничать по этому вопросу и с Народным фронтом, и с научным сообществом, и пообещал к 15 февраля 2017 г. предоставить активистам ОНФ проект мер, разработанных ведомством.
– Встреча дала нам всем возможность услышать точки зрения разных сторон на ситуацию. Выяснилось, что представители Крыма видят ее в довольно мрачных тонах, а вот сотрудники московских научных институтов и профильного ведомства считают, что все не так уж плохо – количество рыбы увеличивается, и не надо сгущать краски. То есть даже среди экспертов нет единого мнения о том, в каком положении находится Азово-Черноморский бассейн. О какой работе над единым комплексом мер тогда может идти речь? Поэтому необходим мониторинг, который даст объективную картину происходящего. Возможно, будет достаточно консолидировать все те мониторинги, которые уже есть у различных ведомственных институтов и институтов РАН: они делают эти исследования за бюджетные деньги, но никто не сводит полученные данные в единую систему. Уверена, что этот ресурс будет востребован и даже сэкономит государственные средства, если выяснится, что ученые дублируют друг друга на каких-то этапах, – подытожила Ольга Тимофеева.