Житель Ингушетии Ахмед Шадиев переворачивает все представления о рыбной отрасли. Благодаря его технологии выделки рыбьих шкур, осетра, семгу и сазана теперь можно не только съесть, но еще и надеть. О том, как бизнесмен строит новую индустрию в промышленности и моде, рассказывает ТАСС.
Все началось в 1989 году, когда Ахмед Шадиев научился у местного умельца дубить коровью и козлиную кожу. Работой с рыбным материалом он заинтересовался случайно, когда прочитал, что в Уссурийском крае из шкур рыб изготавливали белье, рукавицы и другие вещи. Потом начались многолетние поиски своей технологии обработки шкур подводных жителей.
– Кожа считается кожей, когда она прошла стадию дубления. Шкурку надо обезжирить, размягчить, вывести белки и коллаген и потом все это фиксировать, – объясняет Шадиев. – На изобретение просто способа изготовления качественной рыбьей кожи мне потребовалось полгода, и еще семь лет каторжного труда ушло на создание промышленной технологии.
В итоге из рыбьей шкуры мастеру удалось получить материал с высокими потребительскими свойствами, не уступающий элитным кожам. Изобретенную промышленную технологию Ахмед Шадиев реализовал на своем предприятии, которое открылось в Ингушетии в 2011 году. Там занимаются выделкой кожи из шкур лосося, сазана, осетра, форели и белого амура. А в партнерском цехе в Пятигорске из полученного материала шьют обувь, сумки, кошельки, косметички и другие галантерейные изделия.
Стоимость пары «рыбных» кроссовок – 10–12 тыс. рублей, сумок – от 14 тыс. рублей. По словам ингушского бизнесмена, в качестве сомнений нет. «Рыбья шкура в три раза прочнее, чем бычья», – поясняет он. К тому же материал готов к любым дизайнерским решениям: есть и лаковые варианты, и с голограммой, и просто широкая палитра цветов.
Товары из рыбьей кожи уже оценили галантерейщики более 40 стран мира, поделился Шадиев. Интересно, что даже в Кремле есть кожаный портрет президента России, изготовленный из шкуры семги.
С сырьем проблем нет, многие перерабатывающие предприятия готовы отдавать рыбные шкуры даром. Трудности возникают с хранением и транспортировкой, поэтому материал закупают у поставщиков в Москве, Астрахани, немного в Европе, а также в Перу, где наблюдается обилие кальмара.
Сейчас Ахмед Шадиев стремится к созданию мирового бренда: планирует открывать производство рыбьей кожи в Норвегии, Вьетнаме и Португалии. В России подписан договор с мурманским заводом на изготовление сувенирной продукции из кожи трески.
– Этот бизнес не может быть привязан к одной стране, он масштабный. Это целая новая индустрия, новое направление в кожевенной промышленности, – прокомментировал Шадиев. – Я должен стать патриотом своих технологий. А кому они нужны – это не от меня зависит.
Фото: Елена Афонина/ТАСС