Потребители 18.07.2018

Розничная цена на минтай подорожала на 20%

Китайские переработчики и ритейлеры резко увеличили объемы закупок российского минтая, что уже привело к росту цен на внутреннем российском рынке. По данным аналитического агентства «Рыбсеть», оптовые цены на филе и на замороженные тушки минтая с начала года выросли примерно на 20%.

«Цена в опте на филе минтая, который экспортируется в Китай, в российской валюте сейчас составляет уже примерно 230-250 руб/кг., – отмечает руководитель аналитического агентства «Рыбсеть» Полина Кирова. – Как известно, с экспорта российские рыбаки делают возврат НДС, поэтому на внутреннем рынке предложение упало, и, соответственно, выросла цена на минтай. В Китае просто элементарно за него готовы больше платить».

«Цена на минтай сегодня действительно несколько выше, чем в прошлом году, и это связано с тем, что по сравнению с путиной 2017 года, наши рыбаки недобрали порядка 35 тысяч тонн, – говорит член Совета Федерации Людмила Талабаева. – Для рыбаков минтай – очень важный экспортный продукт, и именно на этой нашей рыбе построены в Китае и Южной Корее много заводов, где делают филе и крабовые палочки. В этих государствах даже есть огромные холодильники на 3 млн. тонн рыбы. Часть переработанной продукции отправляется к нам же в Россию, однако основной рынок сбыта для них – Европа.

Понятно, что они не могут оставить свои заводы без загрузки, поэтому дают хорошую цену нашим рыбакам.

Если они дают более высокую цену, как в этом году, значит, на наш внутренний рынок минтай также пойдет по более высокой цене». «Ситуация, при которой экспорт российского рыбного сырья увеличивается, а цены на него внутри страны растут, к сожалению, типична при нынешней организации работы на рыбном рынке, – говорит исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков, – Рентабельность промысла минтая составляет порядка 60-70% – это очень высокий показатель для бизнеса. С 2013 года цена на минтай выросла не менее, чем в два раза. При этом вряд ли затраты на его добычу также выросли в два раза».

По мнению Сергея Гудкова, правительство, распределяя квоты и ставки платы за водно-биологические ресурсы, при желании вполне могло бы влиять на цену эту рыбы.

«Сейчас ставка ВБР, которая составляет 1-2% от стоимости рыбы, в том числе и минтая, ни на что ни влияет. В то же время нужно установить такую величину при экспорте, которая делала бы поставки не российский берег для многих компаний более рентабельными. Это даст возможность на российском берегу производить продукт с большей добавленной стоимостью – филе минтая. Ведь российское сырье все равно где-то переработают и поставят нам или в Евросоюз уже в готовом виде», – подчеркнул Сергей Гудков.

Сейчас в мире активно растет потребление именно филе минтая. Согласно исследованиям потребительской аудитории, проведенным агентством «Рыбсеть», в России регулярно, то есть не реже 2 раз в месяц, покупают минтай около 10 млн. человек. Тогда, как в Китае стабильная потребительская аудитория этой рыбы уже сейчас насчитывает около 200 млн. человек и продолжает расти.

«Китайские маркетологи активно занимаются продвижением минтая на внутреннем рынке и позиционируют его как более дешевую альтернативу треске и как более экологически чистую и безопасную рыбу, чем тот же аквакультурный пангасиус, что способствует повышению спроса на минтай в Китае, – говорит Полина Кирова. – Российские рыбодобытчики де-юре свободны в выборе, кому продавать сырье. К тому же, запасы минтая в мировом океане, хоть и немного, но сократились. Объем допустимого улова в 2018 году меньше, чем в прошлом году, что также способствует повышению цены».

Отметим, что Федеральное агентство по рыболовству в рамках продвижения отечественной рыбной продукции под некоммерческим брендом «Русская рыба», также готовит программу по продвижению минтая на внутреннем рынке. В частности, ведущие российские рестораторы, входящие в сегмент HoReCa, планируют проводить «недели российского минтая» в торговых сетях, кафе и ресторанах, где покупатель сможет приобретать продукты и блюда из минтая по доступным ценам.

«Еще 6-7 лет назад, когда я руководила рыбным портом в Приморском крае, мы вообще не отгружали минтай на внутренний рынок. И только потом, постепенно он начал идти вглубь страны, – подчеркнула Людмила Талабаева. – Вместе с тем давно идут разговоры о том, что те продукты, которые входят в потребительскую корзину, должны иметь фиксированную торговую наценку. Дикая рыба, которой является минтай, это очень полезный продукт, который очень важен для достижения возраста «70 плюс», к чему призывает президент Владимир Путин».


Поделиться в социальных сетях: