Промышленность 26.04.2017

О стратегии развития переработки и реализации российской рыбной продукции

Деловой завтрак состоялся на площадке национального стенда крупнейшей отраслевой выставки «SeafoodExpoGlobal 2017». В диалоге приняли участие заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Бельгия Александр Токовинин, заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при Европейском союзе по экономическим вопросам, секторальному и региональному сотрудничеству Карен Малаян, представители рыбодобывающих и перерабатывающих компаний.

– Сегодня мы хотим поделиться видением, которое вложили в стратегию развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года в части того, как будет развиваться глобальное потребление рыбной продукции и как нам надо позиционировать российскую переработку на азиатских и европейских рынках, – обозначил тему глава российской делегации Илья Шестаков.

Он отметил, что в настоящее время роль отечественных рыбаков сводится к производству сырья для последующей переработки, и, к сожалению, этот тренд пока сохраняется. Однако, по словам Шестакова, динамика уже заметна: из года в год продукция переработки занимает в экспорте все большее место. В перспективе – принять активное участие по всей цепочке добавленной стоимости вплоть до конечного продукта. Вопрос лишь в том, как этого добиться.

В первую очередь речь идет о строительстве новых судов и крупных рыбоперерабатывающих предприятий: в результате доля филе в структуре производства российских компаний может возрасти с 5-6% до 30%.

– Это первый шаг в изменении структуры производства, который откроет окно для следующих технологических переделов, в том числе и для высокоэффективной переработки отходов производства, – сказал руководитель Росрыболовства.

Другим важным фактором станет изменение структуры экспорта российской рыбы в страны Юго-Восточной Азии путем ухода от сырьевой модели и создания возможностей для гибкой диверсификации поставок в зависимости от рыночной ситуации.

Еще одна принципиальная составляющая – развитие крупных региональных центров переработки рыбы, построенных по принципу кластера и способных стать точками притяжения как для отечественных, так и для иностранных уловов, прежде всего на Дальнем Востоке.

Важное место в стратегии отводится программе продвижения рыбной продукции.

– Успех трансформации структуры производства не возможен без комплексной программы маркетинга. Наша концепция предусматривает создание института развития рынков «Русская рыба». Я уверен, что этот бренд заявит о себе в ближайшие годы все более четко. Я хочу отдельно поблагодарить тех рыбаков, которые согласились объединиться в ассоциацию, для того чтобы продвигать этот бренд и отечественную продукцию, работать на европейских и азиатских рынках, – отметил Илья Шестаков.

При этом приоритетным направлением, по-прежнему, остается внутренний рынок страны. Глава Росрыболовства напомнил, что президент поставил важную задачу – развить и насытить качественной продукцией российский рынок. В связи с этим он предложил рыбопромышленникам уделять больше внимания взаимодействию с ритейлом и стараться выстроить полную цепочку «вылов-производство-поставка-реализация».

– В целом подвижки со стороны ритейла есть, и если мы будем дальше двигаться в рамках нашей системы «Русская рыба», то постараемся оказать всестороннюю поддержку тем компаниям, которые будут работать напрямую с сетями. В то же время для нас очень важна поддержка рыбаков, с тем чтобы мы одинаково понимали цели и задачи, – подчеркнул Илья Шестаков, пригласив участников российского стенда к диалогу.

Опытом работы с европейским рынком поделился исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот» Сергей Несветов. Он назвал модель экспорта филе в целом комфортной, но имеющей один большой недостаток – нестабильность цен, в связи с чем у производителей нет четкого прогноза и они вынуждены корректировать производственные программы, подстраиваясь под конъюнктуру. Поэтому он согласен с тем, что береговая переработка и экспорт продукции высокой степени переработки – это реальная возможность зарабатывать дополнительную маржу.

В ходе дискуссии рыбопромышленники рассказали о сложностях с выполнением требований розничных сетей по упаковке продукции, произведенной в море, и обратили внимание на нецелесообразность работы крупных компаний напрямую с ритейлом в силу масштабов производства. Участники встречи в целом поддержали идею бренда «Русская рыба» и проводимую Росрыболовством стратегию, направленную на привлечение внимания к российской рыбной продукции как внутри страны, так и за рубежом.


Поделиться в социальных сетях: