Судостроение   №1/март-апрель 2023/

Квоты не потопят

Первый этап строительства судов по инвестиционным квотам по независимым причинам столкнулся с серьезными объективными проблемами

Первый этап строительства судов по инвестиционным квотам по независимым от разработчиков программы и ее участников причинам столкнулся с серьезными объективными проблемами. Основная часть контрактов подписывалась в 2018–2019 годах, но уже в 2020 году начались ограничения из-за Covid-19, а затем и тотальные санкции против нашей страны. В результате проекты судов, ориентирующиеся на большое количество западных комплектующих, потребовали кардинальной перестройки. Верфи и рыбодобывающие компании оказались в заложниках непредвиденной ситуации, из которой сейчас все ищут оптимальный выход. Особое внимание этому уделяет Совет Федерации, который постоянно и внимательно анализирует ситуацию, инициирует законодательные решения, которые способствуют выходу из этого сложного положения.

Не утонуть в судах

По вполне понятным причинам выполнение контрактов и строительство судов задерживается. Сегодня из 105 законтрактованных судов на общую сумму 270 млрд рублей построено чуть более десяти, однако при этом 26 еще не заложено. Но изначально проекты содержали порядка 60% импортного оборудования, и теперь требуется как минимум перепроектирование, что неизбежно влечет увеличение сроков работ и увеличение стоимости. В конце августа прошлого года на совещании по судостроению у президента Владимира Путина дополнительные затраты оценивались более чем в два миллиарда рублей.

«Для верфей любой заказ — это очень важная веха, но они оказались не совсем готовы к строительству, некоторые договоры просто кабальны для верфей, — признал Статс-секретарь-заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. — Для них было очень необходимо получить гражданские заказы, но было 27 серий. А при головном контракте практически очень трудно просчитать стоимость, а контакты были по фиксированный цене. Да, за рубежом строительство дешевле, но там речь идет именно о серийном строительстве. С другой стороны, трудно обвинять заказчиков, поскольку они хотели получить самое лучшее и современное оборудование. Сейчас сдвижка заказов неизбежна, поскольку «Трансмашходинг» обещает освоить производство проимпульсивных энергетических комплексов до 7 МВт только в 2025 году». Еще есть сложности с комплексными судовыми рыбоперерабатывающими фабриками, которые разрабатываются индивидуально под каждое судно и практически полностью состоят из импортных агрегатов.

И сейчас, как заметил Виктор Евтухов, рыболовные компании могут пойти по судам, отстаивая свои интересы, но это едва ли приведет к положительному результату. По его мнению, гораздо эффективнее будет консолидироваться всем участникам и найти наиболее подходящее решение…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 10.04.2023 №1/март-апрель 2023/