Одна из главных дискуссий на МРФ-2023 была посвящена анализу технологического суверенитета в рыбной промышленности. Представители законодательной власти, Росрыболовства, ведущих верфей и приборостроительных предприятий рассказали о вызовах, с которыми столкнулась отрасль перед началом второго этапа инвестквот, а также о путях решения задач по локализации производства.
«Мы все в одной лодке»
Именно таким был лейтмотив участников дискуссии о состоянии импортозамещения в судостроительной отрасли.
Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, члены которой являются заказчиками 39 судов, в том числе 23 крупнотоннажных, поблагодарил Минпромторг за продление действующего порога локализации: «Это как раз одна из мер, которая позволяет применять оборудование из дружественных стран или из альтернативных источников для достройки судов по первому и постройки по второму этапам инвестквот». В качестве бенчмарка он указал на верфи КНР и Турции: «Мы видим, какая там стоимость, какие сроки выполнения заказа. — Да, есть проблемы и задержки и там, но их не сравнить с теми, что на наших верфях. И здесь важно понимать, что цена нового судна должна быть экономически оправданной для инвестора, иначе сам инвестпроект будет непривлекательным, и инвестор не пойдет в постройку, поскольку судно — это долгосрочный капитальный объект, окупается не менее 10 лет. Именно этот срок окупаемости и установлен в механизме инвестквот. Поэтому хотел бы обратить внимание верфей на то, чтобы в определении стоимости больше учитывалась серийность заказов и в меньшей степени — затратный период, поскольку каждое судно — это не новый проект. К сожалению, серийное строительство, насколько я знаю, нигде не определено нормативно. Какие заказы являются серийными? Сколько это судов? Три? Десять? Или больше? Поэтому критерий серийности необходимо все-таки нормативно закрепить».
Также представитель судовладельцев промыслового флота посетовал на ограниченный характер господдержки, которая не охватывает столь востребованные рыбаками «крупные и среднетоннажные суда для океанического промысла» и предложил применить к этим типам промысловых судов «опробованный механизм — льготное кредитование, и это как раз поможет решить проблему издержек из-за роста стоимости целевых инвестиционных кредитов по судостроению, которые привлекают рыбаки-заказчики»…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.