Рыба – есть, а кадры? — Журнал "Русская рыба"

Кадры   №3 /июль-август 2020/

Рыба – есть, а кадры?

Интервью ректора старейшего вуза Камчатского края и главной кузницы кадров для рыбной промышленности региона — ФГБОУ ВО «КамчатГТУ»

Рыба – есть, а кадры?

Этот вопрос корреспондент журнала «Русская рыба» задал ректору старейшего вуза Камчатского края и главной кузницы кадров для рыбной промышленности региона — ФГБОУ ВО «КамчатГТУ» Сергею Левкову.

— Сергей Андреевич, сколько студентов сейчас учатся в Камчатском государственном техническом университете?

— Ежегодно наш вуз выпускает порядка 170-200 специалистов. В университете четыре факультета: мореходный, технологический, информационных технологий, а также экономики и управления. На них ведется подготовка по 25 направлениям и специальностям, если считать магистратуру. На этот год у нас — 225 бюджетных мест на получение высшего образования. Если брать в целом, то на дневном отделении в КамчатГТУ учится около 1400 человек, вместе с заочниками — 2420.

— Ваше учебное заведение, насколько я понимаю, выдает еще и дипломы о получении среднего профессионального образования?

— Да, в состав вуза также входит колледж, в котором мы готовим ребят по семи направлениям. В грядущем учебном году 100 студентов смогут поступить на бюджетные места, а всего в колледже обучается около 400 курсантов.

— Из «КамчатГТУ» выходят только будущие работники предприятий рыбной промышленности?

— Безусловно, подавляющее большинство направлений, по которым мы готовим студентов, так или иначе связаны с эксплуатацией судов рыбопромыслового флота, добычей, переработкой, воспроизводством водных биологических ресурсов, ведь мы учреждение, подведомственное Федеральному агентству по рыболовству. И, конечно, наша главная цель — обеспечить рыбную промышленность, ведь она является основой экономики Камчатки, квалифицированными кадрами. Но, кроме того, мы также готовим it-специалистов, экономистов, менеджеров, государственных и муниципальных служащих, выдаем дипломы по направлениям «Техносферная безопасность», «Экология и природопользование», «Управление в технических системах» и так далее.

— Какие из всех этих направлений специальностей наиболее популярны у студентов? Многие ли хотят стать капитанами?

— Приемная кампания этого года еще далека от завершения, поэтому буду говорить о прошлогодней ситуации. В 2019-м наибольший конкурс был на факультете экономики и управления, который готовит менеджеров и экономистов. В текущем году на этих специальностях нет бюджетных мест, поэтому сложно прогнозировать, сохранится ли тенденция. Следующие по популярности — программная инженерия, прикладная информатика, электрооборудование судов.

— Ребята все еще хотят получить диплом менеджера несмотря на то, что рынок ими переполнен?

— Это так кажется, но на самом деле на Камчатке менеджеров не хватает. Это ведь достаточно широкий спектр знаний и навыков, которые можно применить практически в любой сфере. Краю также нужны и экономисты, и юристы. Ведь специалиста узкого профиля крупные компании могут привезти с материка, а вот людей для работы в органах власти, компаниях малого и среднего бизнеса будут искать здесь, на полуострове.

 

— Возвращаясь к вопросу про капитанов — как вообще им стать?

— Тут все зависит от типа судна. Для того, чтобы стать капитаном прибрежного плавания судов вало вой вместимостью менее 500 тонн, достаточно получить специальность техника-судоводителя, отучившись в нашем колледже 3 года 10 месяцев или 2 года 10 месяцев на базе 9 или 11 классов соответственно. Затем выпускник может прийти в администрацию порта, оформить диплом вахтенного помощника капитана и начать работать на флоте. Капитаном можно будет стать примерно через 4 года, предъявив справку о плавании в должности помощника капитана не менее 18 месяцев и сдав соответствующий экзамен морской квалификационной комиссии. Но если речь идет о больших судах и капитанах дальнего плавания, то к этому нужно идти дольше. Капитан — профессия непростая, а потому и подготовка фактически занимает около 15 лет.

— Учиться 15 лет?!

— Учиться необходимо всю жизнь. Сначала наш вчерашний школьник поступает в КамчатГТУ на специальность инженер-судоводитель. Обучение занимает 5,5 лет. Затем он приходит работать на судно. Его карьера начнется с должности вахтенного помощника капитана. Постепенно он будет продвигаться вверх по карьерной лестнице. Для получения следующей должности ему понадобится порядка четырех лет работы на флоте. После этого специалист снова садится за парту и проходит обучение в нашем центре морского дополнительного образования по 120-часовой программе, сдает экзамен и получает диплом старшего помощника капитана. Затем при наборе в этой должности плавательного стаже не менее 18 месяцев, а это около 4 лет работы, снова проходит обучение в центре, сдает экзамен морской квалификационной комиссии и получает диплом капитана. То есть с момента окончания школы до получения разрешения на вождение больших судов пройдёт около 15 лет.

— Многие из ребят готовы смотреть так далеко в будущее?

— Статистика неутешительная. В год мы выпускаем около десяти судоводителей. Для Камчатки — это капля в море. Но, чтобы выпускать больше специалистов, нужно набирать больше абитуриентов, а как раз с этим у нас проблема, даже при наличии бюджетных мест и подтвержденном государственной аккредитацией качестве образования. Демографическая ситуация, дополнительные возможности для образовательной мобильности, предоставленные ЕГЭ, модный региональный тренд «уехать поступать на материк», другие факторы серьезно влияют на количество и качество абитуриентов.

 

— Я так понимаю, чтобы абитуриент принял решение остаться на полуострове, ему нужно предложить что-то экстраординарное?

— Да, важно предоставить выпускникам вуза как конкурентные преимущества на рынке труда, так и создать социальные условия для успешного освоения образовательных программ.

Начнем с того, что всем иногородним студентам предоставляются места в общежитии, в этом году в жилом корпусе университета будет проведен капитальный ремонт. Курсанты морских специальностей обеспечиваются питанием и обмундированием. Чтобы сократить путь от вуза до производства в 2018 году в университете начал работать военный учебный центр. Студенты всех специальностей очной формы обучения могут пройти обучение в этом центре, пройти месячные учебные сборы и после окончания вуза получить военный билет рядового или сержанта запаса.

Курсантам вуза предоставляется уникальная возможность пройти практику на учебных плавательных судах Росрыболовства. В период с ноября 2019 года по июнь 2020 года 45 наших курсантов приняли участие в кругосветной экспедиции парусников «Седов» и «Паллада» в честь 200-летия открытия Антарктиды российскими мореплавателями под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В ходе производственной практики на судах рыбопромыслового флота курсанты университета и колледжа могут не только получить практические навыки и умения, необходимые для работы по будущей специальности, но и серьезно пополнить свой личный бюджет.

В университете созданы условия развития научных и творческих способностей студентов и курсантов, работает система социальной поддержки обучающихся.

Еще одним конкурентным преимуществом на рынке труда может стать так называемое «пакетное» обучение, итогом которого будут дипломы о высшем и среднем образовании и военный билет. Например, наш абитуриент поступает в КамчатГТУ на бакалавриат по направлению «Промышленное рыболовство». Параллельно он подает документы в наш колледж на специальность «техник-судоводитель». Учитывая, что на Камчатке порядка 300 маломерных судов, это очень востребованная специальность. Через четыре года из стен вуза выходит многопрофильный специалист, который имеет право управлять малым флотом и знает все о процессе добычи и переработки рыбы. Кроме того, если это молодой человек, то, благодаря военному учебному центру, у него исчезает необходимость прохождения срочной службы в армии.

— Только при поступлении на «Промышленное рыболовство» действует предложение?

— Подобную схему получения двух дипломов: «гражданского» — бакалавра по направлениям подготовки высшего образования и «морского» — по специальностям среднего профессионального образования в морской образовательной организации можно комбинировать и по другим образовательным программам вуза. Современный рыбопромысловый флот — это высокотехнологичные процессоры, оснащенные сложным, автоматизированным оборудованием. Для комбинации двух дипломов можно рассматривать из программ СПО специальности, связанные с эксплуатацией судовых энергетических установок, электрооборудования и средств автоматики. Из программ бакалавриата востребованными на рыбопромысловом флоте и береговых предприятиях являются направления подготовки: машины и аппараты пищевых производств, технология рыбы и рыбных продуктов, холодильная техника, управление в технических системах, информатика и вычислительная техника и другие в зависимости от интересов обучаемых и потребностей конкретных предприятий.

— И сколько приходится доплачивать за такое «совмещение»?

— Если на выбранных образовательных программах будут бюджетные места и по результатам ЕГЭ в конкурсе аттестатов абитуриенту хватит балов для зачисления на них, то нисколько. Это разные ступени образования, а потому можно учиться на бюджетных местах и в университете, и в колледже. Если в колледже учиться на платной основе, а на базе 11 классов это 2 года и 10 месяцев, из которых 12 месяцев — практика в море, стоимость обучения не будет высокой. Добавить к этому надо возможность заработать средства на оплату обучения в период практики, да и руководство предприятий пойдет навстречу таким активным студентам.

— Развито ли целевое обучение в КамчатГТУ? Рыбаки идут на это?

— К сожалению, если говорить об оплате очного обучения, то практически нет. Предприятия в основном платят за обучение своих работников по заочной форме обучения. Рыбаки не готовы получить «кота в мешке», я их понимаю. Ведь компании, которая готовит себе специалиста, важно понимать, какую отдачу она от него в будущем получит. Мы сотрудничаем с руководством крупнейших рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, многие из топ-менеджеров — председатели наших государственных аттестационных комиссий.

Вуз предлагает бизнесу присматриваться к ребятам на третьем курсе. Ведь в этом случае студента можно пригласить на практику. Если все пройдет хорошо, предложить ему совмещение или как-то иначе замотивировать на дальнейшее сотрудничество. Как показывает практика, предложений на рынке труда гораздо больше, чем выпускников.

— Что касается практики, говорят, не на всех хватает мест?

— Такая проблема действительно существует и не только у нас. У Росрыболовства — пять вузов, и в каждом присутствует этот аспект. Есть определенные требования к типу судов для прохождения практики студентами, к мощности двигательных установок. Маломерный флот, которого на Камчатке много, для этих целей не подходит. Больших судов значительно меньше, а потому конкурс на попадание на борт на практику достаточно высок. Не нужно забывать и о том, что к нам в край прилетают на практику студенты из Калининграда, из Керчи, что создает дополнительный конкурс.

Плюс ко всему, на траулерах, БАТМах и прочем флоте ответственность за всех, кто на борту, несет капитан, а потому и итоговое решение — за ним. Некоторые студенты ведут себя достаточно безответственно в силу возраста, ведь им в среднем 20-21 год, а потому капитан просто отказывается брать их в море. Другие ребята просто не умеют производить первое впечатление. Мы решили, что нужно как-то менять эту ситуацию, наверное, введем в программу дополнительные занятия, где в том числе будем устраивать тестовые собеседования.

— Насколько ценятся дипломы вуза за пределами Камчатки?

— Я больше скажу: наши дипломы принимаются администрациями практически всех портов мира. Подготовка морских специалистов осуществляется на основе положений Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). В нашей стране координация и контроль за соблюдением требований ПДНВ возложена на уполномоченный орган — Министерство транспорта Российской Федерации. В 2018 году после освидетельствования системы стандартов качества подготовки морских специалистов университет подписал договор с Минтрансом РФ о признании в качестве морской образовательной организации. В настоящее время образовательные программы, реализуемые в вузе в рамках высшего, среднего специального и дополнительного морского образования, соответствуют требованиям Конвенции ПДНВ и действующему в стране Положению о дипломировании членов экипажей морских судов.

— Как часто обновляется материально-техническая база КамчатГТУ?

— В декабре прошлого года университет проходил очередную процедуру государственной аккредитации программ высшего и среднего специального образования.  Мы серьезно готовились к этому событию и значительные средства потратили на оснащение учебных лабораторий, обновление тренажерной базы, методическое оснащение учебного процесса. В феврале 2020 года вышел приказ Рособрнадзора об аккредитации всех образовательных программ, реализуемых в университете.

Серьезный вклад в развитие материально-технической базы вуза вносит и оборудование, поставляемое японской стороной в качестве технической помощи подведомственным Росрыболовству организациям в рамках реализации Российско-Японских межправительственных соглашений. За счет поставок по этой программе в университете создан центр научных исследований, оборудованный самыми современными микроскопами, приборами для анализа проб воды, грунта, других материалов. На этом оборудовании ведется исследовательская работа студентов, преподавателей, научных сотрудников университета.

В настоящее время готовится к подписанию очередной договор с японской стороной, в рамках которого вуз должны получить тренажер «капитанский мостик кругового обзора». Уверен: в том числе благодаря этому наших выпускников у руля российских судов и предприятий рыбного комплекса из года в год будет все больше!

Беседовала Янина Богданова


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Кадры | 07.08.2020 №3 /июль-август 2020/