Если к новым экономическим реалиям промысловая рыбодобыча приспособилась весьма оперативно, то аквакультура во втором квартале 2022 года потеряла почти половину своей прорывной скорости. Своевременная поддержка правительства вернула отрасли темпы стабильного развития.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2022 год Международным годом кустарного рыболовства и аквакультуры, тем самым подчеркнув особую роль рыборазводных хозяйств в обеспечении населения ценным белковым продуктом — рыбой и морепродуктами. На VII Международной конференции «Рыба. Аквакультура: настоящее и будущее», проходившей в начале февраля 2022 года в Санкт-Петербурге, выступающие эксперты призывали развивать мелкие фермерские хозяйства, которые, по их мнению, могут «сохранить традиционные виды рыболовства, идентичность регионов». Рыбоводы сетовали на недостаток PR-поддержки, кооперации среди рыборазводных хозяйств, поддержки со стороны государства малых предприятий, многие из которых имеют готовые перспективные проекты. Так, по словам Романа Садового, представлявшего Рефтинский рыбхоз, инвестиции в сиговое производство в Курганской, Тюменской, Челябинской областях могли бы создать сибирский бренд национального уровня. «Сиг — это продукт, который не производят больше нигде в мире, ни у кого больше нет пастбищного однолетнего сиговодства в таких объемах».
Еще одной болевой точкой отечественной аквакультуры эксперты назвали отсутствие экспорта, и это при том, что объемы рыборазведения из года в год показывают устойчивые приросты. Инна Гольфанд, партнер АО «НЭО Центр», в частности, сказала: «Многие рыбные компании даже не задумываются над развитием экспорта, хотя это открывает большие возможности для роста и получения прибыли. Например, внутри России цены на дикий и аквакультурный лосось сильно различаются: выращенная карельская форель торгуется с дисконтом к дикой мурманской семге, а тем более — к норвежской и фарерской семге. А в мире такой разницы нет, поэтому российский аквакультурный лосось можно экспортировать по более высоким ценам, чем продавать внутри страны». Эксперт считает, что структура поставок рыбы и морепродуктов из России совпадает с мировой структурой потребления, однако «аквакультурная рыба практически не экспортируется. Но в мире картина другая. Норвегия активно занимается экспортом аквакультуры, в первую очередь в Китай (34% в структуре норвежского экспорта) и Чили (34%). Китайская молодежь европеизируется, привыкает есть аквакультурную охлажденную рыбу, поэтому Норвегия тратит большие суммы на продвижение своей продукции на китайском рынке. Для нас это тоже большой рынок сбыта аквакультуры». Для выхода на внешние рынки, по мнению эксперта, нужно отказаться от услуг дистрибьюторов, которые забирают основную маржу, и работать напрямую с перерабатывающими компаниями или, что намного лучше, выходить на ритейл с продукцией высокой переработки»…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.