Барк «Седов» — парусник поистине уникальный. Он рекордсмен в разных областях. Во-первых, он считается крупнейшим учебным парусным судном в мире (по этому поводу упомянут в Книге рекордов Гиннесса). Во-вторых, это единственный в истории парусник, прошедший Северный морской путь за одну навигацию. В-третьих, он редкий долгожитель: в этом году «Седову» исполняется сто лет. Целый век под парусами — в истории мало найдется судов, которые могли бы похвастаться столь же активным долголетием.
История легендарного барка восходит к 1919 г., когда известная немецкая судоходная компания F.A.Vinnen & Co решила построить новый грузовой парусник. Он должен был стать флагманом компании, и ему прочили успешную карьеру винджаммера — «выжимателя ветра». Однако никто не мог предположить, сколь долгая и необычная у него будет судьба…
Учитывая, что парусному флоту конкурировать с пароходами становилось все труднее, в конструкцию судна внедрили множество новаций. Корпус судна получил двойное дно, и в междудонное пространство можно было принимать жидкий балласт — около тысячи тонн воды. Это позволило значительно уменьшить вес твердого балласта и, соответственно, увеличить грузоподъемность. Чтобы минимизировать риск смещения сыпучего груза (а это очень опасно, так как может привести к потере остойчивости), в трюмах установили оригинальные поворотные переборки, которые могли делить пространство трюма на дополнительные отсеки. Наконец, самое главное новшество: судно оснастили дизельным двигателем мощностью в 550 л.с., позволявшим не только маневрировать в порту без помощи буксира, но и идти в море во время штиля со скоростью 6 узлов. Строго говоря, будущий «Седов» уже не был классическим винджаммером, правильнее считать его парусно-моторным судном. Хотя его главным движителем, конечно же, оставались паруса.
Не останавливаясь на многочисленных мелких усовершенствованиях, отметим лишь то, что новое судно отличалось высоким уровнем комфорта для его экипажа. Вместо тесных кубриков на нем оборудовали удобные каюты на главной палубе, внутренние помещения отапливались и имели электрическое освещение. Парусник даже оснастили опреснительной установкой производительностью 1000 литров в сутки.
Закладка нового флагмана компании F.A.Vinnen состоялась на верфи «Германия» (Germaniawerft) в Киле в апреле 1920 г. Судно получило имя «Магдалена Виннен» (Magdalene Vinnen) — так звали супругу владельца компании Фридриха Адольфа Виннена. По традиции судовладелец все свои корабли называл в честь родственников. 23 марта 1921 г. барк был спущен на воду. Несколько месяцев ушло на его оснастку, и в сентябре того же года он вышел в свой первый рейс.
«Магдалена Виннен» (ее иногда именуют «Магдалена Виннен II», поскольку это было второе судно компании с таким названием) на момент постройки считалась одним из крупнейших парусников в мире. Это было стальное парусно-моторное судно с оснасткой четырехмачтового барка. Полное водоизмещение составляло 7381 т, валовая вместимость — 3476 брт, грузоподъемность — 5400 т. Наибольшая длина (с бушпритом) — 116,7 м, ширина — 14,6 м, осадка в грузу — 7,14 м, высота мачт над ватерлинией — 58 м. На четырех стальных мачтах барк нес 32 паруса общей площадью 4087 кв. м. Экипаж состоял из 42 человек.
Первоначально барк использовался для перевозки грузов (угля, селитры, пшеницы и др.) между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Под флагом Винена он, следуя в Чили, дважды огибал мыс Горн. В целом «Магдалена» хорошо зарекомендовала себя, хотя не все рейсы проходили гладко. Случались и ЧП — например, в апреле 1925 г. в одном из помещений судна произошел взрыв паров нефти, просочившейся из плохо закрытых канистр; один человек погиб и еще трое были ранены.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/