История рыбохозяйственной науки неразрывно связана с историей страны. Вслед за экспансией расширялась география исследований, технический прогресс сказывался на ее производительности. Как и вся большая страна, наука пережила самый трагичный период — Великую Отечественную войну. Роль рыбного хозяйства и рыбохозяйственной науки в эти страшные годы была немаловажной, но об этом нечасто упоминается в отдельных источниках, поскольку не было такой производственной отрасли, которая не была бы затронута войной и люди не работали в ней самоотверженно. Но все же есть несколько замечательных трудов, посвященных рыбному хозяйству в годы Второй мировой войны. Перенесемся в эти годы.
1941 год
Уже в первые месяцы войны были потеряны важнейшие продовольственные районы, в которых производились традиционные виды продуктов питания. Резко обострилась проблема обеспечения населения и армии продовольствием. По сведениям, изложенным в статье Р.С. Бахтиярова и А.В. Федоровой «Рыболовство в СССР в годы Великой Отечественной войны» и книге Сергея Студенецкого «Рыбное хозяйство в годы Великой Отечественной войны», за 1941–1942 годы в тыловые районы СССР эвакуировали, по разным оценкам, до 17 млн чел. Данный контингент разместился на Урале, в Сибири и других территориях, которые в рассматриваемый период не отличались обилием продовольственных ресурсов. Поэтому государству пришлось выявлять новые источники пополнения продовольствия, и одним из важных способов получения дополнительных продовольственных ресурсов в годы Великой Отечественной войны стала рыба и морепродукты.
О важности данной проблемы для страны говорит, например, такой факт, что на переломном этапе Великой Отечественной войны СНК СССР своим постановлением от 19 октября 1943 года ставил вопрос об организации производства сетей и прочих рыболовных материалов фактически наравне с военной продукцией. Более того, для расширения выпуска сетей предлагалось закупить импортное оборудование, доставка которого в условиях войны являлась чрезвычайно непростым мероприятием. Практически весь период войны не могли нормально функционировать рыболовецкие предприятия Азово-Черноморского, Балтийского, Северного районов. На некоторое время были выведены из нормального производственного ритма рыбаки Волги и Северного Каспия. Поэтому основная нагрузка в обеспечении работы отрасли легла на рыболовецкие предприятия Дальнего Востока, Сибири, Урала и прочих районов СССР, не подвергшихся оккупации. Перестройка хозяйств на военный лад потребовала от местных руководителей огромных усилий в обеспечении промыслов рабочей силой.
Север
Переносимся в июнь 1941 года на северо-запад страны, где уже начались боевые действия. Отрывок из книги А.А. Елизарова и А.И. Семенова «Рыбаки в годы Великой Отечественной войны»: «В 16 часов 30 минут 22 июня радиостанция тралового флота передала на суда первый боевой приказ: всем судам вернуться на свои базы с соблюдением мер предосторожности. Двое суток 3 судна, ловивших рыбу у острова Медвежий в Баренцевом море, шли зигзагообразными курсами, стремясь избежать встречи с подводными лодками врага. Между тем уже с первых дней войны фашистские надводные и подводные корабли блокировали Мурманское побережье, а на подходах к берегам начали постановку минных полей. Но капитаны рыболовных судов, опираясь на отличное знание моря и выбирая наиболее безопасные маршруты, сумели привести свои суда в порты и тем самым выполнили первую боевую задачу».
Для множества рыболовных судов безопасный отход был первой и далеко не последней боевой задачей, поскольку на одном только Севере 46 вымпелов Мурманского и Архангельского тралового флота были переданы Военно-Морскому флоту, но предварительно инженеры Мурманрыбпрома провели переоборудование и установку артсистем, причем на первых порах — безо всяких чертежей, опираясь на собственную смекалку. В дальнейшем на судоверфи начинается производство минометов, корпусов мин и гранат, саперных инструментов. В годы войны научно-инженерный состав рыбацких верфей занимался работой, которой никогда не приходилось заниматься ранее. Бывшие инженеры, штурманы, механики становились командирами боевых частей, капитаны промысловых судов — командирами военно-сторожевых, трал-мастера, рыбмастера, матросы — комендорами, минорами, сигнальщиками.
Само собой, что северная рыбохозяйственная наука не стояла в стороне от этих событий. На третий день войны ушел на фронт добровольцем, год назад назначенный директором ПИНРО, 35-летний Юлий Марти. Забегая вперед — Юлий Юльевич вернется с фронта и еще прослужит рыбному хозяйству не одно десятилетие. Временно исполнять обязанности руководителя института стала заведующая лабораторией геологии моря Виноградова П.С. Ей пришлось взять на себя трудности эвакуации ПИНРО в г. Архангельск.
Хроники института сообщают, что перед началом войны в ПИНРО трудился 101 сотрудник. Штат института в Архангельске, по сравнению с довоенным, уменьшился на одну треть. Но уже с началом обустройства на новом месте в состав ПИНРО влились Кандалакшская станция ВНИРО и Печорский наблюдательный пункт ВНИРО, а в 1943 году была создана школа лаборантов.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.