Аквакультура   №4 /сентябрь-октябрь 2020/

Выход один – растить отраслевых проектировщиков

Советская школа проектирования рыбоводных заводов была передовой для своего времени, на сегодняшний день профильный проектировщик почти исчез… как вид

Сегодня к проектировщикам в рыбоводстве двойные требования: им надо знать советские технологии, задействованные на большинстве российских заводов, и на уровне экспертов разбираться в технологиях аквакультуры, принятых в развитых странах.

Текст: Михаил Умнов

Советская школа проектирования рыбоводных заводов была передовой для своего времени. Созданный в 1952 году Государственный институт по проектированию гидротехнических, рыбоводно-мелиоративных и прудовых сооружений «Гидрорыбпроект» занимался проектированием объектов воспроизводства рыбных запасов, рыбохозяйственного освоения водохранилищ и прудового рыбного хозяйства. Институт имел несколько региональных филиалов и большой штат профильных специалистов. По проектам «Гидрорыбпроекта» были построены такие рыбоводные флагманы своего времени, как Нарвский завод в Ленинградской области, Осетровый завод в дельте Волги, Кандалакшский в Мурманской области, рыбопитомники Свияжский и Ульяновский на Куйбышевском водохранилище, Николаевский на Волгоградском водохранилище и десятки других предприятий по всей стране. Из работающих ныне 102 рыбоводных заводов абсолютное большинство было построено в советское время по проектам главного профильного института. Казалось бы, при таком фундаментальном наследии рыбоводная отрасль на десятилетия застрахована от кадрового дефицита в проектно-строительной сфере. Однако реальность нашего времени показала совсем другую картину, и она стала неожиданной для заказчика, в том числе с государственным статусом и бюджетом. Оказалось, что профильный проектировщик почти исчез… как вид. Эту ситуацию прокомментировал Павел Сотников, заместитель директора по развитию ФГБУ «Главрыбвод»: «Четыре года назад, когда образовался наше учреждение, первое, с чем мы столкнулись, это отсутствие профильных проектных организаций. Они не выжили в постсоветский период. Основная причина — недостаточное финансирование. Когда мы увидели техническое состояние заводов, стало ясно, что особых средств в них не вкладывали. То есть в нулевые годы отраслевые проектировщики стали не нужны, поэтому люди ушли в другие строительные структуры. Те подрядчики, что участвовали в объявленной нами конкурсной процедуре, как правило, не знали специфики нашей отрасли. В результате пришлось расторгать договоры, искать других исполнителей. В конце концов мы пришли к выводу, что профильных проектировщиков надо растить самим, стали работать с теми, кто готов учиться, специализироваться на рыбном направлении. По сути сегодня мы создаем проектную отрасль в сфере рыбоводства. Уже есть первые результаты. К примеру, карельский селекционно-племенной центр, крупнейший в стране производитель посадочного материала радужной форели. Это новый завод, ФГБУ «Главрыбвод» планирует построить его с нуля. Из старых заводов упомяну Аксайско-Донской рыбоводный завод, здесь реконструкции подвергнется не менее 70%».

Из разговора с Павлом Сотниковым выяснилось, что на данный момент сотрудничество осуществляется с тремя проектно-строительными организациями. «Большее количество мы не смогли бы обеспечить заказами», — пояснил чиновник. Дело не только в финансировании, но и в загруженности предприятий. Многим заводам вполне хватает объемов госзаданий, им не требуется увеличения мощностей. Что же касается финансирования, оно не в пример лучше, чем было в постсоветский период. Сегодня деньги приходят в отрасль как по федеральной программе, так и из внебюджетных источников. Государство финансирует преимущественно крупные проекты. Самый яркий пример — это проектирование и строительство селекционно-племенного центра в Карелии. Затраты составляют 1,5 млрд рублей. На очереди Чегемский рыбоводный завод под Нальчиком. Здесь будут задействованы примерно 130 млн рублей по компенсационной программе. Как и в Магаданском крае, где на средства Усть-Среднеканской ГЭС будет построен завод для РусГидро. Из проектов, модернизированных на внебюджетные средства, следует отметить заводы в Красноярске, Тюмени и Калининграде.

Возвращаясь к теме заводов, построенных в советское время, отметим, что они как работали, так и работают. Примерно треть предприятий модернизирована, полностью или частично. На них применяется хорошо зарекомендовавшая себя проточная технология, вполне приемлемая для решения многих задач, в том числе выращивания молоди. Сегодня многие заводы увеличивают мощности для создания и содержания собственного ремонтно-маточного стада. В связи с этим у рыбоводов большой интерес к системе замкнутого водоснабжения. Новые заводы, как правило, строятся с УЗВ. «Установки замкнутого водоснабжения установлены нами на самарском заводе «Возрождение» и в Дагестане, — рассказывает Павел Сотников. — Для карельского проекта мы пригласили в качестве субподрядчика по подбору технологического оборудования УЗВ компанию, представляющую несколько датских фирм, производящих рыбоводное оборудование. Дания является законодателем в технологическом оснащении аквакультуры».

Бесспорно, за УЗВ будущее. Замкнутая система позволяет резко сократить затраты водных и земельных ресурсов, за короткие сроки внедрить практику практически безотходного производства. Во время циркуляции по кругу вода очищается от отходов жизнедеятельности рыбного стада, обеззараживается, насыщается кислородом и, если надо, подогревается, что, как известно, ускоряет развитие рыбы. Однако у УЗВ есть и свои минусы. Дело в том, что УЗВ — сложная инженерная система, и она предполагает существенные затраты на наблюдение, обслуживание и ремонт. Накладно и то, что комплектующие УЗВ в основном импортного производства. И хотя оборудование серийное, зачастую каждый проект требует индивидуальной конфигурации. «В результате заказчик получает опытный образец, точнее говоря опытно-конструкторский, — поясняет Павел Сотников, хорошо знакомый с проблематикой. — Поэтому нет стопроцентной гарантии, что в процессе эксплуатации она покажет производительность, заявленную на стадии проектирования. Думаю, эта ситуация изменится в сторону готовых, апробированных решений. И тогда не нужно будет делать каждый проект под себя».

Что ж, готовые решения, модули ускоряют строительство, и, несомненно, за этими технологиями будущее. Однако сегодня нужны проектировщики-универсалы, и Главрыбвод заинтересован в этом как никто другой, поэтому и взял на себя роль «инкубатора» кадров. Другого решения проблемы, похоже, не существует.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Аквакультура | 23.09.2020 №4 /сентябрь-октябрь 2020/