Аквакультура   №4 /сентябрь-октябрь 2020/

Готовим востребованных специалистов

Астраханский государственный технический университет — один из главных вузов, готовящих специалистов для работы в сфере аквакультуры

Астраханский государственный технический университет (АГТУ) — один из главных вузов, готовящих специалистов для работы в сфере аквакультуры. Сегодня на вопросы редакции журнала «Русская рыба» отвечает ректор университета Александр Николаевич  Неваленный

— Александр Николаевич, по каким направлениям обучают в Астраханском государственном техническом университете по профилю «Аквакультура» и какие специальности пользуются наибольшей популярностью? Почему, на Ваш взгляд?

— Исторически наш вуз всегда готовил высококлассные кадры для обеспечения стабильного развития рыбохозяйственной отрасли. Последние несколько лет мы отмечаем большой спрос и интерес к сфере аквакультуры. Это отразилось и на структуре приема абитуриентов.

Важная сторона обучения в Астраханском государственном техническом университете — сильная рыбохозяйственная наука и тесное сотрудничество с представителями аквакультурного бизнеса не только Астраханской области, но и России.

Мы готовим будущих специалистов по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура», причем пользуются спросом сразу два уровня образования — и бакалавриат, и магистратура. Среди профилей подготовки по направлениям «Аквакультура» и «Охрана и рациональное использование водных биоресурсов» наибольшей популярностью пользуется программа «Аквакультура». Это отражает реалии рынка и мощное развитие данной отрасли в России и за рубежом.

— Насколько у абитуриентов эти специальности востребованы и как обычно они поступают: сами, по направлениям, на платной основе?

— Молодежь сейчас предпочитает получать профессии, которые могут обеспечить карьерный рост, стабильность и качество жизни. Направления, связанные с аквакультурой, традиционно пользуются спросом.

Каждый год на очную и заочную формы обучения по программам бакалавриата направления «Водные биоресурсы и аквакультура» выделяется достаточное количество бюджетных мест. Обучение на платной основе востребовано у студентов заочной формы, особенно у тех, кто совмещает профессиональную деятельность с учебой в вузе.

Конкурс на бюджетные места в магистратуре достаточно высокий — 2–3 человека. Такая популярность направления объяснима: сейчас аквакультурным бизнесом начинают заниматься люди с поверхностными знаниями в области рыбоводства. После обучения в магистратуре они приобретают не только знания и умения в области биотехнологии рыборазведения, но и ценный опыт в общении с ведущими специалистами, исследователями и практиками, которые работают в АГТУ.

— Почему, на Ваш взгляд, существует дефицит кадров в аквакультурной отрасли страны и насколько он велик? Может быть, существует дефицит по отдельным специальностям, а не по всем?

— Дефицит квалифицированных кадров в сфере аквакультуры связан с настоящим бумом, который переживает отрасль в последние годы.

Ежегодно к нам обращаются представители различных рыбохозяйственных организаций с предложениями трудоустройства наших выпускников. Не все выпускники хотят покидать наш регион. Большинство наших ребят работает на рыбоводных предприятиях Астраханской области, в Волжско-Каспийском филиале ФГБНУ «ВНИРО», Каспийском филиале ФГБУ «Главрыбвод», Волго-Каспийском территориальном управлении. Молодые специалисты с дипломами АГТУ востребованы на рыбоводных предприятиях в других областях России, а также в Европе, Вьетнаме, Китае.

В 2020 году мы открыли филиал в Узбекистане для подготовки специалистов в области аквакультуры. Уже сейчас работает программа двойных дипломов. Студенты могут получить сразу два диплома — АГТУ и Ташкентского государственного аграрного университета и пройти практику на предприятиях Узбекистана.

— Студенческая жизнь — насколько она сейчас легкая с точки зрения финансов, быта, жилья? Есть ли у студентов этой кафедры возможность зарабатывать еще во время учебы, работая по специальности? Может ли университет им предоставить такую возможность?

— У современных студентов очень много возможностей, и мы всегда поддерживаем талантливых и активных ребят финансово через систему повышенных стипендий и грантов. Студентам из других регионов и стран предоставляются места в общежитиях, оборудованных всем необходимым для комфортной жизни, отдыха и учебы. Магистры могут совмещать учебу с работой по выбранной специальности. В рыбохозяйственных организациях они имеют возможность выполнять не только исследовательскую работу, но и сразу получить практический опыт. Мы это только приветствуем.

— В Астраханской области хорошие традиции выращивания рыбы. Помогают ли рыбоводные предприятия в обучении студентов и чем? Заинтересованы ли они в наборе специалистов?

— Университет сотрудничает с большинством предприятий и организаций рыбохозяйственной отрасли Астраханской области, других регионов России, Казахстаном и Азербайджаном. Благодаря такому партнерству наши студенты могут пройти практику на осетровых, лососевых, сиговых, карповых хозяйствах, в исследовательских институтах и организациях, подведомственных Росрыболовству.

— Каково качество обучения студентов? Есть ли трудности у них в практическом освоении передовых технологий выращивания рыбы?

— Выпускники нашего университета зарекомендовали себя как квалифицированные и талантливые специалисты и руководители не только в Астрахани, но и в других регионах. Качество подготовки подтверждается большим количеством запросов на выпускников от рыбохозяйственных предприятий России.

Отличительная черта обучения на этих программах у нас — практикоориентированность и тесная взаимосвязь с лидирующими предприятиями области. Уже с младших курсов студенты проходят практики и стажировки в реальных условиях производства. В университете работает «Биоаквапарк» — научно-технический центр аквакультуры, имеется лабораторное оборудование для выращивания объектов аквакультуры и многое другое.

Во время обучения студенты проходят практики на рыбоводных заводах по выращиванию различных видов, рыбхозяйствах марикультуры, в заповедниках, экологических и научных центрах, в крупнейших научно-исследовательских отраслевых институтах.

— Куда идут работать выпускники? Какой процент из них работает по специальности? Есть ли у них проблемы с трудоустройством? Остаются они преимущественно в области или активно едут в другие регионы?

— Все выпускники направления «Водные биоресурсы и аквакультура» работают по специальности. Профессия в сфере аквакультуры творческая, интересная, высокооплачиваемая. Отрасль активно развивается, открываются новые предприятия и производства. Поэтому проблем с трудоустройством не просто не возникает: можно даже говорить о дефиците грамотных специалистов. Профессионалы с дипломом АГТУ работают руководителями предприятий сельского хозяйства, научными сотрудниками исследовательских институтов, экологических центров, ихтиологами и инженерами-рыбоводами на рыбоводных предприятиях. Наших выпускников знают на крупнейших предприятиях рыбопромышленного комплекса страны, предприятиях аквакультуры, в рыбодобывающих компаниях и научно-исследовательских отраслевых институтах.

Наша стратегическая цель как университета, входящего в структуру Федерального агентства по рыболовству, — непрерывное совершенствование системы подготовки кадров для рыбного хозяйства и создание актуальных образовательных программ, отвечающих на запросы рынка.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Аквакультура | 21.09.2020 №4 /сентябрь-октябрь 2020/