В условиях кризиса, связанного с пандемией коронавируса COVID-19, малый и средний бизнес чувствуют себя не очень уверенно. Не исключено, что некоторым предпринимателям придется менять специализацию и начинать с чистого листа. А что если обратиться к досугово-рыболовной теме? Корреспонденты журнала «Русская рыба» опросили владельцев нескольких рыболовных баз и выяснили, с какими проблемами столкнется тот, кто решит открыть рыболовный «санаторий».
Текст: Антон Филинский
Слагаемые успеха
Открытие собственной рыболовной базы — дело непростое и требующее тщательной подготовки. Абсолютное большинство владельцев таких баз (или, как их еще называют, «платников») делится на две категории. Это либо фанаты рыбалки — профессиональные рыбаки, либо инвесторы, которые в одном случае просто вкладывают деньги, а в другом готовы курировать проект от и до. И у первых, и у вторых должно присутствовать понимание того, что больших дивидендов это дело не принесет из-за разнообразных факторов риска. Имейте в виду, что рыболовная база — это не сверх марж ина льный бизнес, а скорее возможность воплотить в жизнь детскую мечту, реализовать свои идеи и задумки и вывести хобби на профессиональный уровень. Есть еще один плюс — скорее не коммерческий, а «кармический»: рыбалка и отдых на природе — это приятно и позитивно. И возможность предоставлять людям возможность для релакса и зарядки энергией — дополнительный бонус для владельца «платника».
Что касается запуска проекта, к нему, по мнению наших собеседников, можно подготовиться самостоятельно. Однако если вы выступаете в роли инвестора, не погруженного в тему, без специалистов не обойтись однозначно. В ином случае будьте готовы не один раз наступить на грабли, на которые другие уже наступали. Лучше привлекать людей, которые уже работали в этой сфере, нанять административный персонал, ихтиологов, юристов. Затем можно приступать к определению локации своего объекта. Чем ближе к Москве, тем, разумеется, лучше: больше людей будет ездить.
Основной фактор будущего успеха — это, конечно, полная имитация дикого водоема. Клиентура «платников» — это как рыбаки-любители, которые получают удовольствие непосредственно от ловли, так и люди, которые приезжают просто хорошо отдохнуть. Для последних количество выловленной рыбы роли не играет, им важен ландшафт, виды. Горожанам нужно приехать с семьей, пожарить шашлыки, посмотреть на поплавки. Им хочется красивых пейзажей и не испорченной цивилизацией природы.
Также важную роль играют рельеф местности и размеры водоема. Конечно, чем он крупнее, тем лучше: длинная береговая линия, больше рыбы. Но не забывайте, что в этом случае и вложений, и ухода, и благоустройства больше. Также на участке должны быть коммуникации, как минимум — электричество. Конечно, есть базы, которые питаются от генераторов, но это очень затратно.
Когда вы решили финансовые вопросы и определились с географией своей базы, займитесь разрешительной документацией, разобраться с которой очень сложно. У вас должен быть договор водопользования и квота на вылов рыбы, в которую весьма проблематично попасть.
«Самое главное и неприятное, что в этой сфере практически не предоставляются услуги консалтинга. То есть я не смог найти сертифицированную компанию, которая бы взялась помочь мне в получении всей разрешительной документации и легализации рыболовного бизнеса. Поэтому в настоящее время «платники» работают как могут. У кого есть старый договор водопользования, ведут дела согласно ему, — рассказал нам владелец рыболовной базы в Подмосковье Денис Иванов. — Другая ситуация у тех, кто все сделал грамотно: на собственном участке земли вырыл искусственный пруд-копань, который наполняется за счет природных осадков и вырытых скважин. Последние лучше делать с официальной регистрацией — для циркуляции воды. Вот эти владельцы чисты перед законом. Земля их, пруд их, государственными водоемами не пользуются. Могут спокойно принимать клиентов, продавать путевки, взимать плату за вылов рыбы и т.д. А вот если это не твоя собственность, а использование на основании договора аренды, тут уже начинаются законодательные сюрпризы, разобраться в которых крайне сложно».
Подумайте о том, какие услуги будут предоставляться на вашем объекте. Самое простое и актуальное в любое время — это аренда удочек и снастей, а также сдача беседок. Также спросом пользуется продажа живой рыбы для тех, кто приехал, но ничего не поймал, а без улова домой возвращаться стыдно. Можно замахнуться даже на рыболовный «коучинг», то есть преподавать азы ловли прямо на берегу. Рыболовные школы, групповые и индивидуальные занятия пользуются все большей популярностью. Также востребованы кулинарные «допы»: разделка рыбы для тех, кто боится испачкать руки, копчение продукции и т.д.
Итак, все без исключения опрошенные нами владельцы «платников» уверены в том, что единственный формат этого бизнеса, который может защитить и от бюрократии, и от проблем с надзорными органами и местными властями, это пруд-копань, вырытый на частной территории, который не сообщается ни с какими реками и озерами и по факту не является государственным. Именно в этом ключе предпочитают запускать базы в столичном регионе современные рыбные коммерсанты. Они выкапывают пруд, наполняют его водой, облагораживают, благоустраивают, запускают рыбу и начинают бизнес. При этом зачастую продолжая докручивать инфраструктуру. Априори лучше открываться, получать доход, при этом что-то доделывая или расширяя на территории. А у тех, кто ищет участок озера или реки, который можно взять в аренду по договору водопользования, бизнес вряд ли окажется успешным.
Экономика
Как же выглядит примерная экономика запуска проекта, составленная нашими консультантами? Подчеркиваем, цифры примерные, ситуация на рынке меняется очень быстро, делайте на это скидку.
Долгосрочная аренда земли — это 20-50 тысяч рублей в месяц.
Копка пруда. Здесь есть три варианта, все рабочие. Первый и самый дорогой — профильная профессиональная компания. Она, как правило, делает две скважины, затем копает пруд глубиной, условно, 3 метра, длиной 120, шириной 60 метров. Затем засаживает территорию растениями, укладывает на дно материал из гео-текстиля для того, чтобы вода не уходила, или (вместо текстиля) делают глиняную подушку. На круг этот вариант обойдется в сумму около 15 млн рублей.
Второй вариант — просто нанять экскаваторщика, чтобы он сделал котлован. За это придется заплатить порядка 500 тысяч рублей.
Третий вариант. Если есть деньги, можно поискать и купить б/у экскаватор. Потом нанять за 60-70 тысяч экскаваторщика, который сделает все, что ему скажут. После этого экскаватор продать.
Выравнивания берегов — от 100 тысяч (просто отсыпка песком) до 2 млн, если укреплять весь пруд деревянными мостками.
Беседки. 60 тыс. рублей — 1 штука. Плюс 10 тысяч — оснащение: электричество и мангал. Итого 70 тысяч за штуку. Лучше делать не меньше 10 штук, то есть еще 700 тысяч рублей.
Пруд целесообразно копать осенью-весной, чтобы после зимы он сам наполнился. Зарыблять — летом. Лучше начинать с классики — карпа. Полторы тонны стоят примерно 300 тысяч рублей.
Техника и оборудование: от аэратора и садков до газонокосилки, скамейки и разная мелочь — еще около 300 тысяч рублей.
Две бытовки: одна под склад, вторая для администрации — можно уложиться в 100 тысяч рублей.
Нанять персонал. Для такого пруда нужен как минимум один администратор, который работает сутки/двое или два/два. Плюс помощник администратора. Они должны быть взаимозаменяемыми. В пиковые периоды понадобится еще как минимум один разнорабочий. Это 5-6 тысяч за смену на бригаду из трех человек. Или 150-180 тысяч в месяц.
Посещаемость для пруда 120 на 60 метров — примерно 20 человек в день. При хорошем раскладе — 5-10 человек в будни и 30-40 в выходные. С каждого рыбака зарабатываешь на путевке примерно по 500 рублей в день. Как получается цифра: средний вылов на «платнике» по карпу — 5 килограммов на человека. В закупке эти 5 кг стоят около 1000 рублей. А путевка — 1500 рублей. То есть примерно 500 рублей (путёвка минус гипотетически выловленная им рыба) с человека чистыми. 20 человек — это 10 000 рублей, 300 000 в месяц.
Плюс с беседок летом — около 200 000 тысяч. Допуслуги — еще минимум 50 000 тысяч. То есть если выйти (в летний период, зимой экономика другая) на 600 000 рублей «грязными», то чистыми можно получать 150 000 — 200 000 рублей. Умножаем на 10 (2 месяца из года надо убирать точно, они «мертвые»), получаем до 2 млн рублей в год.
Если мы хотим окупить базу за три года — имеем в виду, что на запуск не должны тратить больше 6 миллионов. Но здесь все на ваше усмотрение, на ваш страх и риск. Мы не брали стоимость каждой графы в смете (касса, камеры, охрана, налоги) — если вы соберетесь запускать проект за 6-7 миллионов, такие вещи вы будете закладывать автоматически.
«По моему опыту окупаемость таких проектов не менее трех лет. Секрет идеальной модели прост. Приобретаем или берем в долгосрочную аренду земельный участок. Лучше не дальше чем в 40 километрах от Москвы. Подводим к будущей базе коммуникации, в первую очередь электричество. Копаем пруд. Оптимальные размеры, на мой взгляд, это 120-130 метров в длину и 60-70 в ширину. Этого хватит для размещения достаточно большого количества рыбаков и даже позволит проводить любительские соревнования. Насчет глубины, думаю, что это 1-3 метра. Этого хватит и для летней, и для зимней рыбалки», — поделился секретами успеха совладелец «платника» Кирилл Максимов.
Флора и фауна
Когда смета проекта просчитана, участок земли документально ваш и водоем готов к запуску, можно двигаться дальше. Пристальное внимание стоит уделить благоустройству береговой линии. Возводить набережные и променады никто не требует, но как минимум отсыпать берега песком или еще чем-то — это обязательно. Платная рыбалка — круглогодичный бизнес, и грязи на берегах быть не должно.
Далее по рыбе. Есть две категории: теплая или летняя рыба и зимняя. Основные виды: карп, сом, крупный карась, белый амур, лещ, плотва, осетр, который в принципе клюет круглый год. Осенне-зимняя рыба — это хищники: щука, форель, сиг, нельма, налим. Главная рыба осени и зимы (хотя некоторые «платники» «заточены» под нее круглый год) — это, конечно, форель. Вид очень капризный, любящий холодную воду с большим содержанием кислорода. За него отвечают аэратор, известь, которая затормаживает процессы гниения, и специальные бактерии, которые чистят воду. Она, в свою очередь, должна постоянно циркулировать — это работа скважин. Форелевая рыбалка и соответствующие соревнования (как с открытой воды, так и со льда) входят в «топ» услуг «платников». Большинство баз работает именно по такому графику: сентябрь/октябрь — запуск форели, в апреле — запуск карпа и других видов.
Перед началом летнего сезона зарыбляем водоем. На площадь в один гектар с глубиной в 2-3 метра должно хватить тонны карпа. Начинать лучше с него. Выпускаем, буквально три-четыре дня рыба обживается и практически сразу начинает клевать. С форелью ситуация другая. Рыба капризная, поэтому, когда рыбовозка приходит, цистерну с содержимым надо промывать, причем обязательно водой из вашего пруда. И только после этого, когда температура воды выравнивается, можно выпускать рыбу.
Рыба — живой и прихотливый товар, с которым может случиться все что угодно и по дороге, и уже на водоеме. Нужно постоянно брать пробы воды и отслеживать уровень кислорода и кислотно-щелочной баланс. Он очень важен для той же форели, иначе вся партия может начать болеть и погибнуть. С зарыблением на начальных этапах открытия базы вам помогут профессионалы. Здесь главный совет — не скупиться на зарплату для проверенных профессионалов и не экономить на поставщиках.
Элитный или бюджетный?
Еще один важный аспект — выбор вида и профиля вашего объекта. По информации наших собеседников, все «платники» в Московской области делятся на три категории.
Первая — это элитные водоемы, путевка на которые стоит от 3000- 4000 рублей. За эти деньги вы можете рассчитывать на хороший улов в несколько килограммов рыбы, плюсом пойдет обустроенная территория с парковкой, беседками, теплыми и комфортными туалетами, баней, домиками, которые можно снять, ресторанами и кафе; детскими площадками, контактным зоопарком, анимацией и много чем еще. Это первый уровень. Владельцы этих «домов отдыха» начинали с платной рыбалки, а затем развивали инфраструктуру, расширялись. В эти места люди приезжают не только на рыбалку, но и просто отдохнуть душой и телом.
Второй уровень — это раскрученные «платники», на которых производится хорошее зарыбление, можно всегда, имея определенные навыки, поймать много разной рыбы. Туда люди приезжают конкретно за результатом — хорошо отловиться и забрать добычу с собой. Условия там часто спартанские, что не мешает именно базам этого сегмента проводить большинство рыболовных соревнований. Владельцы таких «платников», как правило, сами заядлые рыбаки, которые в этом бизнесе не первый год, успели поучиться и на чужих, и на своих ошибках, и понимают, что нужно их клиентам.
Третья категория — это зачастую отдаленные водоемы, куда основная часть людей не доезжает. Как правило, там нет качественного зарыбления и даже самых банальных бытовых услуг: аренды беседок, снастей, продажи прикормки, наживки… Вариант самый сомнительный. В таких местах бывают и проблемы с логистикой, а ведь подход к воде — очень важный фактор. И мало кто захочет тащить километр ящики со снастями от парковки к водоему.
Плюсы и минусы
В чем же привлекательность «платников»? Во-первых, в Москве и области браконьеры и недобросовестные рыбаки повыбивали всю крупную рыбу сетями и электроудочками, и теперь чтобы поймать достойный трофей, нужно приложить массу усилий. Потаскать удочкой рыбешек с ладонь можно на любом водохранилище. А вот попытаться взять крупную рыбу и получить удовольствие от процесса зачастую можно только на базе.
Во-вторых, это доступность баз. Можно, конечно, ехать за 300-400 километров с кучей приманки и снастей. Без гарантии улова. Но не у всех есть такая возможность и желание. Кому-то проще преодолеть в разы меньшее расстояние и значительно повысить свои шансы на удачную ловлю, пусть и за деньги.
«Конечно, никто не гарантирует, что у вас обязательно будет клевать. Однако, когда ты приезжаешь в определенное место и знаешь, что рыба там точно есть — это уже половина успеха. А когда большой карп бьет или форель исполняет «свечки» при выуживании — это уже другой уровень удовольствия и адреналина!» — говорит директор «платника» Сергей Нечаев.
Без проблем в этом бизнесе, как и в любом другом, не обходится. Во-первых, огромное значение имеет пресловутый погодный фактор. Все наши собеседники в один голос признали, что прошлое лето и эта зима стали для них настоящей катастрофой. Жаркий июнь, дождливые июль и август нанесли удар по семейному сегменту клиентуры. В плохую погоду детей на природу никто не потащит. Да, серьезные рыбаки-любители на базы приедут. Но средний чек у них, увы, гораздо меньше.
А потом пришла зима. Некоторые «платники» традиционно оставили открытую воду, куда можно побросать спиннинг (как правило, это делают владельцы баз с несколькими прудами: карповым, форелевым, трофейным, открытым и т.д.), но большинство понадеялось на лед, с которого ловят ту же форель. Проиграли все. Из-за отсутствия морозов лед встал, и одни бросились размывать лед аэраторами, другие наоборот намораживать. Но в итоге осадки и оттепели загубили сезон всем. А в тот момент, когда после провального лета и теплой зимы люди начали входить в новый теплый сезон, чтобы хотя бы как-то вернуться на привычный уровень клиентов, началась пандемия. Со всеми вытекающими проблемами. К примеру, с доставкой рыбы. Если карповых хозяйств везде полно и с ними проблемы нет, то вот с форелевым сезоном «пролетели» все. Форель выращивают в Смоленской, Псковской, Ленинградской областях, Карелии. Но в связи с режимом самоизоляции и карантинными мерами логистика «замерзла».
Реклама и продвижение вашего проекта — тема отдельная. В принципе, есть типовые схемы, которые подходят для бизнеса разного плана, в том числе и для платной рыбалки. Но рассказ о них выходит за рамки настоящей статьи.
Советы начинающим
— Осознать, что бизнес не высоко маржинальный и имеющий много подводных камней. Будьте готовы к тому, что сроки окупаемости могут сдвинуться с трех лет до пяти и дальше.
— Нужно полюбить свой бизнес и всегда ставить себя на место потребителя твоих услуг.
— Не полениться объехать другие «платники», чтобы посмотреть, кто, где и как работает. И уже по итогам этой разведки начать разрабатывать собственную модель ведения дел.
— Найти по-настоящему хорошее место для водоема, ни в коем случае не спешить с локацией, выбирая ее по совокупности факторов.
«В законе о рыбалке (который был серьезно обновлен в начале 2020 года, о чем мы подробно рассказывали — прим. ред.) разобраться очень сложно. Я как владелец этого бизнеса, к примеру, до сих пор не могу понять, как мне легализовать платную рыбалку, имея на руках договор водопользования. Водный кодекс гласит, что все водоемы, соединенные друг с другом речками, по умолчанию являются федеральной собственностью. Какие-то статьи закона уже вступили в силу, какие-то вступают с января 2021 года. Вопросов у нас пока много. Однако если водоем у вас в собственности и есть договор на долгосрочную аренду — бояться нечего. Конечно, кто-то из «платников» закроется, но остальные останутся. Так что не бойтесь влезать на эту территорию! — желает потенциальным конкурентам хозяин сети рыболовных баз Владислав Соколов. — Лишь бы ситуация с пандемией поскорее разрешилась. Я, если честно, не очень понимаю, почему людям не разрешают гулять на свежем воздухе. Ведь на больших водоемах можно обеспечивать социальную дистанцию не в два метра, а в десять-пятнадцать. В сложившейся ситуации некоторые базы работают нелегально, открываясь для своих постоянных клиентов — с соблюдением всех санитарных норм. Владельцам надо делать хоть какой-то оборот. Рыба — живой товар, по которому всяческие кризисы бьют в первую очередь. В апреле был рейд по платным водоемам, и 3 базы оштрафовали на 300 тысяч рублей за ведение деятельности. Но тут каждый сам решает, работать или не работать. Риски нарваться на проверку и штраф есть всегда. Так что нарушать, ребята, не рекомендую!».
P.S. При подготовке материала наши журналисты под видом клиентов связались с двумя десятками рыболовных баз в радиусе 50 км от Москвы. Большинство владельцев сообщили, что из-за режима самоизоляции полностью свернули бизнес. В трех местах сказали, что для гостей база закрыта, но работает на вынос — продает свежую и уже приготовленную рыбу. Однако в двух случаях коммерсанты оказались более сговорчивыми и предложили нам приехать в гости буквально на следующий день, пообещав обеспечить социальную дистанцию и сделать все для обеспечения эпидемиологической безопасности. Но мы нарушать режим самоизоляции не собирались и, разумеется, предложением не воспользовались…